Захар Т.М., воспитатель ГБДОУ детский сад № 43
Я к вам обращаюсь, товарищи дети:
Полезнее книги нет вещи на свете!
Пусть книги друзьями заходят в дома,
Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!
Сергей Михалков
Вопрос о приобщении ребенка к художественной литературе – один из самых острых сегодня. Не секрет, что все чаще знакомство детей с литературным произведением происходит через интернет и телевизор. Дети овладевают компьютером раньше, чем учатся читать. По данным многочисленных исследований уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге просмотр телевизора и видеопродукции, компьютерные игры. Как результат – школьники не любят и не хотят читать.
Интерес к чтению в обществе с начала XXI века неуклонно снижается. Называют разные причины этого явления и среди прочего изменение жизненных ценностей и отношение взрослых к совместной читательской деятельности. А ведь семейное чтение сближает взрослых и детей, являясь одним из лучших способов общения и ненавязчивого воспитания. Зачастую чтение книги замещается просмотром мультфильмов. Многие современные дети не знают героев добрых сказок, предпочитая им героев блокбастеров, рекламы и компьютерных игр. Конечно, у каждого времени свои литературные герои, но неслучайно сказки, мифы и легенды передаются из поколения в поколение. В этой связи перед нами, воспитателями дошкольных учреждений, встает проблема, каким образом педагогически правильно формировать отношение ребенка к литературе, обогащать духовный и культурный уровень воспитанников.
Эта проблема являлась и является одной из актуальных в психологии и педагогике.
В трудах Л. С. Выготского, А. В. Запорожца, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина, О. И. Никифоровой, Н.С. Карпинской, Е. А. Флериной и других ученых исследуются особенности восприятия художественной литературы ребенком дошкольного возраста. «Одной из истин моей педагогической веры является безграничная вера в воспитательную силу книги», – писал В.А. Сухомлинский (Сухомлинский В. А. «О воспитании» – М.: Политическая литература, 1982. – С. 270).
Детская поэтесса, писательница и переводчик И. П. Токмакова называет литературу первоосновой воспитания.
В рассказах дети познают точность языка; в стихах – напевность, ритмичность русской речи; в сказках – меткость, выразительность.
Из книги ребенок узнает много новых слов, его речь обогащается эмоциональной, а часто и народной лексикой, системой интонаций. Дошкольники начинают разговаривать, используя средства образной речи.
Художественная литература вызывает интерес к внутреннему миру героя. Слушая художественное произведение, ребенок живет жизнью героев. Научившись сопереживать, дети начинают замечать настроение окружающих их людей и внимательнее относиться к ним. В детях пробуждаются гуманные чувства: способность проявлять участие, доброту, протест против несправедливости. У них появляется желание подражать хорошим поступкам, радовать взрослых и товарищей. Вот почему первое знакомство ребёнка с книгой должно состояться как можно раньше. Ребёнок-слушатель – это уже читатель. Очень важно вовремя воспитать любовь и интерес к книге. С.Я. Маршак считал основной задачей взрослых открыть в ребенке “талант читателя”.
Ребёнку надо не только прочитать книгу, но и увлечь его настолько, чтобы он прислушался, стал думать, захотел научиться читать. Его необходимо научить получать удовольствие от умственной работы, ведь это имеет огромное значение для его личностного развития. Книга дает возможность домыслить, “дофантазировать”.
Интерес к книге, желание ее рассматривать формируются у ребенка в окружении книг, в обстановке уважения к ним. Если дома или в детском саду собрана даже небольшая библиотека, взрослые интересуются книгами, читают и говорят о них, дети довольно быстро усваивают демонстрируемую родителями или педагогами модель поведения. Подражая им, обращаются к книгам естественным образом: листают, рассматривают.
Читательское развитие детей раннего и дошкольного возраста рассматривается как длительный процесс всестороннего формирования личности, проходящий под воздействием книг.
Во ФГОС ДО задачи приобщения к художественной литературе отражены в двух областях «Речевое развитие» и «Художественно-эстетическое развитие».
Как важное средство развития и воспитания дошкольников художественная литература может быть успешно интегрирована в содержание других образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие». Осуществление интеграции при освоении детьми всех образовательных областей является необходимым условием эффективности реализации программы.
Существуют определенные методы ознакомления с художественной литературой в ДОУ:
- Чтение воспитателя по книге или наизусть, т.е. дословная передача текста.
- Рассказ воспитателя, т.е. свободная передача текста.
- Инсценирование. Этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественными произведениями.
- Заучивание наизусть.
- Чтение и рассказывание с использованием наглядного материала включает в себя:
- – чтение и рассказывание с игрушками (повторение рассказывания сказки «Колобок» сопровождается показом игрушек и действия с ними);
- – настольный театр;
- – кукольный и теневой, ковролин;
- – диафильм, диапозитивы, телепередачи.
В этом году я работаю в подготовительной группе, где перед педагогом задачи воспитания у детей любви к книге, к художественной литературе, способности чувствовать художественный образ, развития поэтического слуха (способности улавливать звучность, музыкальность, ритмичность поэтической речи), интонационной выразительности речи: способности чувствовать и понимать образный язык сказок, рассказов, стихотворений ещё более актуальны.
Ребенок подготовительной к школе группы должен уметь:
- определять основных героев; на основе анализа поступков персонажей высказывать свое эмоциональное отношение к ним (кто нравится и почему);
- определять жанр (стихотворение, рассказ, сказка);
- улавливать наиболее яркие примеры образности языка (определения, сравнения).
В старшем дошкольном возрасте дети начинают осознавать события, которых не было в их личном опыте, их интересуют не только поступки героя, но и мотивы поступков, переживания, чувства. Они способны иногда улавливать подтекст. Эмоциональное отношение к героям возникает на основе осмысления ребенком всего произведения и учета всех характеристик героя.
В своей работе я стараюсь проводить такой анализ литературных произведений, при котором дети учатся различать жанры, понимать их специфические особенности, чувствовать образность языка сказок, рассказов, стихотворений, басен и произведений малых фольклорных форм.
На занятиях я знакомлю детей с эпитетами, сравнениями, метафорами. Задания на придумывание детьми сравнений, эпитетов, загадок помогают ребенку почувствовать и понять, как эти средства делают языковой материал поэтическим.
Я считаю, что необходимо поощрять творческие проявления детей в области слова и предлагать старшим дошкольникам задания на придумывание сказок и рассказов. Систематическая работа, направленная на развитие поэтического слуха, приведет к тому, что дети будут стремиться к самостоятельному сочинению в самых разных жанрах и на разные темы.
При целенаправленной работе можно развить поэтический слух каждого ребенка. У детей повышается внимание к слову, к его точности, уместности употребления в определенном контексте, вырабатывается критическое отношение к собственной речи.
Следует отметить, что приобщение детей к художественной литературе начинается с создания определенных условий дома и в детском саду. Что может быть сделано для этого в группе:
- организация книжного центра, мастерской по ремонту книг «Книжкиной больницы»;
- создание театрального уголка;
- создание мини-музея детской книги;
- ознакомление детей с художественной литературой в режимных моментах;
- изготовление книг-самоделок в процессе занятия по ручному труду (полечим книгу);
- занятие по ознакомлению детей с окружающим предметным миром («Откуда книга к нам пришла»);
- художественное творчество (организация конкурсов детских рисунков по произведениям художественной литературы, лепка, аппликация, рисование по произведениям художественной литературы);
- словарное творчество (придумывание рассказов, загадок, сказок);
- литературно-музыкальные праздники.
Значительное место в деятельности воспитателя ДОУ занимает организация работы с родителями. Это могут быть конкурсы, совместные праздники, выставки, консультации, анкетирование и т.п.
Мною было проведено анкетирование родителей о роли книги в жизни человека («Привить ребенку вкус к чтению – лучший подарок, который мы можем ему сделать» С. Лупан), которое выявило, что большинство родителей считают литературу все еще основным источником знаний.
При этом в анкетах нежелания читать и рассказывать детям не выражал никто. Причины «нечтения» родители объясняли нехваткой времени, усталостью в связи с напряженным графиком работы и поздним приходом домой, тягой к телевизору, Интернету, иными формам времяпрепровождения. В некоторых анкетах просматривались явные затруднения родителей в самой организации семейного чтения: выбор книг, их разнообразие, содержание общения взрослого и ребенка в процессе чтения, обсуждение и обыгрывание прочитанного и т.п.
Индивидуальные собеседования с родителями по итогам анкетирования свидетельствуют о повышении читательской культуры в семьях воспитанников и повышении компетентности родителей по ознакомлению дошкольников с художественной литературой. Многие родители отмечали, что анкетирование заставило их пересмотреть вопросы семейного досуга. Удачной находкой в работе с родителями является метод проектов.
Роль литературы в формировании личности трудно переоценить. Если первоначальный этап введения ребенка в книжную культуру будет успешным, значительно сократится число людей, не способных или не желающих приобщиться к духовному опыту человечества посредством книг.
В.А. Сухомлинский справедливо считал, что чтение книг – это «…тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка».
Список используемой литературы:
- Сухомлинский В.А. «О воспитании» – М.: Политическая литература, 1982. – С. 270.
- Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. Заведений. — 3-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 400 с.
- Большева Т.В. Учимся по сказке. – СПб., 2001.
- Бородич А.М. Методика развития речи детей. – М.,1974.
- Гурович Л.М. Ребёнок и книга / Л.М. Гурович, Л.Б. Береговая, В.И. Логинова. – М., 1999.
- Детство: Программа развития и воспитания в детском саду / В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и д.р .. Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович: Изд. 2-е. – СПб., 1997.
- Запорожец А.В. Психология восприятия ребёнком-дошкольником литературного произведения // Избр. психол. Труды / А.В. Запорожец в 2 т . – М., 1986. – т. 1.
- Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М., 2003.
- Л.М. Гурович, Л.Б. Береговая, В.И. Логинова «Ребенок и книга» (издательство «Акцидент », С-П 1996г)
- М.М Алексеева, В.И Яшина «Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста» стр 485 – 497 (Москва 1999г)
- В.В Зябкина «Методика организации детского чтения» (Журнал «Педагогика ДОУ» №8 2007 год, стр 105-109)
- Р.С Буре «Формирование нравственно – ценного поведения у дошкольников» (Журнал «Педагогика ДОУ» № 7 2006 год, стр 61- 69 )