Проект «Библиотека для дошкольников»

Орвачева Л.П., заведующий  ИБЦ ГБОУ школы-интерната № 16
Безденежных Н.П., педагог-библиотекарь ГБОУ школы-интерната № 16

Современная школьная библиотека (ИБЦ) постепенно находит своё место в процессе приобщения к жизни общества детей с ограниченными возможностями. Чтение способно оказывать не только развивающее, но и терапевтическое воздействие на ребёнка.

Задачи школьной библиотеки (ИБЦ) – имеющимися средствами и прежде всего информационными ресурсами способствовать вхождению детей с ограниченными возможностями здоровья в социум.

Второй год в информационно-библиотечном центре (ИБЦ)  школы-интерната № 16 существует проект «Библиотека для дошкольников» для детей с ограниченными возможностями здоровья  (ЗПР – задержка психического развития и ОНР – общее недоразвитие речи).

Цель проекта: Коррекционная работа, формирующая посредством книги  готовность детей к обучению в школе, – чтение способно оказывать не только развивающее, но и терапевтическое воздействие на воспитанников.

Задачи:

  • способствовать вхождению воспитанников с ОВЗ в социум;
  • оказывать эмоциональную и психологическую поддержку каждому воспитаннику, повышая  его интеллектуальный  и духовно-нравственный  потенциал.

Для социальной адаптации и интеграции детей с нарушениями в общество здоровых сверстников школьная библиотека имеет следующие возможности:

  • формирования у детей социально-коммуникативной компетентности;
  • оказания эмоциональной и психологической поддержки;
  • осуществления индивидуального подхода к каждому ребёнку;
  • повышения его интеллектуального и духовно-нравственного потенциала.

Направления работы библиотеки с данной категорией читателей:

Библиотерапия

Является  частью психотерапии. Используем адаптированные отрывки из произведений. Через книги о природе, животном мире удовлетворяем потребность детей в привязанности и эмоциональном общении. Через считалки, дразнилки и заклички  приобщаем дошкольников к  жанрам малого фольклора. Детские дразнилки и страшилки помогают выходу негативных эмоций, преодолению детских страхов.

Сказкотерапия

Сказка – это удивительное по силе психологического воздействия средство работы с внутренним миром человека. Понимание сказки и ее содержания позволяет ребёнку распознать и обозначить собственные переживания.

Игротерапия

Цель игровой терапии не менять и не переделывать ребенка, а дать ему возможность быть самим собой. В игре физические, умственные, эмоциональные качества ребёнка включаются в творческий процесс.

«Расскажи стихи руками»

Чтение простых стихотворений сопровождается движениями рук, пальцев. Рассказывание стихов с помощью рук неизменно вызывает у детей живой интерес, повышает эффективность запоминания, способствует развитию внимания.

Ни одно занятие не проходит без музыкальных физкультминуток и динамических пауз. Их  значение – снять утомление у ребёнка, обеспечить ему активный отдых и повысить работоспособность и настроение воспитанников.

Работать с ребёнком  с ОВЗ  невозможно без контакта с его семьёй. Родителям, в первую очередь, необходима педагогическая, правовая и социальная поддержка. Для родителей создаются буклеты, информационные списки на различные темы, шпаргалки. Оказывается помощь в отборе детской литературы, доступной и понятной ребенку, книг для совместного чтения. Интересно проходят занятия по ознакомлению родителей с библиотерапевтическими приемами и методиками.

Большое значение в обслуживании детей с ограниченными возможностями имеет техническое оснащение библиотеки (интерактивная доска, два ноутбука, стационарный компьютер, МФУ, принтер).  Компьютерная техника позволяет поднять информационное обслуживание этой категории пользователей на более высокий уровень. Немаловажный факт в деле обслуживания таких детей – книжный фонд.   У нас имеются  яркие, красочные книги-игрушки с крупным шрифтом, «говорящие книги», аудиокассеты с записями детских произведений, развивающие игры, CD-диски с обучающими программами.

Сотрудники ИБЦ  постоянно находятся в поиске новых подходов для приобщения детей с ОВЗ к книге, чтению. Их принцип – «Не навреди». Сотрудники ИБЦ прошли курс переподготовки по специальности «Коррекционная педагогика».