Орвачева Л.П., заведующий ИБЦ ГБОУ школы-интерната № 16
Безденежных Н.П., педагог-библиотекарь ГБОУ школы-интерната № 16
Современная школьная библиотека (ИБЦ) постепенно находит своё место в процессе приобщения к жизни общества детей с ограниченными возможностями. Чтение способно оказывать не только развивающее, но и терапевтическое воздействие на ребёнка.
Задачи школьной библиотеки (ИБЦ) – имеющимися средствами и прежде всего информационными ресурсами способствовать вхождению детей с ограниченными возможностями здоровья в социум.
Второй год в информационно-библиотечном центре (ИБЦ) школы-интерната № 16 существует проект «Библиотека для дошкольников» для детей с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР – задержка психического развития и ОНР – общее недоразвитие речи).
Цель проекта: Коррекционная работа, формирующая посредством книги готовность детей к обучению в школе, – чтение способно оказывать не только развивающее, но и терапевтическое воздействие на воспитанников.
Задачи:
- способствовать вхождению воспитанников с ОВЗ в социум;
- оказывать эмоциональную и психологическую поддержку каждому воспитаннику, повышая его интеллектуальный и духовно-нравственный потенциал.
Для социальной адаптации и интеграции детей с нарушениями в общество здоровых сверстников школьная библиотека имеет следующие возможности:
- формирования у детей социально-коммуникативной компетентности;
- оказания эмоциональной и психологической поддержки;
- осуществления индивидуального подхода к каждому ребёнку;
- повышения его интеллектуального и духовно-нравственного потенциала.
Направления работы библиотеки с данной категорией читателей:
Библиотерапия
Является частью психотерапии. Используем адаптированные отрывки из произведений. Через книги о природе, животном мире удовлетворяем потребность детей в привязанности и эмоциональном общении. Через считалки, дразнилки и заклички приобщаем дошкольников к жанрам малого фольклора. Детские дразнилки и страшилки помогают выходу негативных эмоций, преодолению детских страхов.
Сказкотерапия
Сказка – это удивительное по силе психологического воздействия средство работы с внутренним миром человека. Понимание сказки и ее содержания позволяет ребёнку распознать и обозначить собственные переживания.
Игротерапия
Цель игровой терапии не менять и не переделывать ребенка, а дать ему возможность быть самим собой. В игре физические, умственные, эмоциональные качества ребёнка включаются в творческий процесс.
«Расскажи стихи руками»
Чтение простых стихотворений сопровождается движениями рук, пальцев. Рассказывание стихов с помощью рук неизменно вызывает у детей живой интерес, повышает эффективность запоминания, способствует развитию внимания.
Ни одно занятие не проходит без музыкальных физкультминуток и динамических пауз. Их значение – снять утомление у ребёнка, обеспечить ему активный отдых и повысить работоспособность и настроение воспитанников.
Работать с ребёнком с ОВЗ невозможно без контакта с его семьёй. Родителям, в первую очередь, необходима педагогическая, правовая и социальная поддержка. Для родителей создаются буклеты, информационные списки на различные темы, шпаргалки. Оказывается помощь в отборе детской литературы, доступной и понятной ребенку, книг для совместного чтения. Интересно проходят занятия по ознакомлению родителей с библиотерапевтическими приемами и методиками.
Большое значение в обслуживании детей с ограниченными возможностями имеет техническое оснащение библиотеки (интерактивная доска, два ноутбука, стационарный компьютер, МФУ, принтер). Компьютерная техника позволяет поднять информационное обслуживание этой категории пользователей на более высокий уровень. Немаловажный факт в деле обслуживания таких детей – книжный фонд. У нас имеются яркие, красочные книги-игрушки с крупным шрифтом, «говорящие книги», аудиокассеты с записями детских произведений, развивающие игры, CD-диски с обучающими программами.
Сотрудники ИБЦ постоянно находятся в поиске новых подходов для приобщения детей с ОВЗ к книге, чтению. Их принцип – «Не навреди». Сотрудники ИБЦ прошли курс переподготовки по специальности «Коррекционная педагогика».