Сысоева С. В., учитель класса «Особый ребёнок» ГБОУ школы-интерната № 67
Инклюзивное или включающее образование основано на том, что все дети, несмотря на свои физические, интеллектуальные и иные особенности, включены в общую систему образования.Понятие «инклюзивное образование» сформировалось из убеждения в том, что образование является основным правом человека и все учащиеся имеют право на образование, независимо от их индивидуальных качеств или проблем.
Инклюзия в школе – это раскрытие потенциала всех учеников в рамках образовательного процесса, программа которого соответствует индивидуальным способностям детей.
В нашей школе обучаются дети с тяжёлыми множественными нарушениями развитии (ТМНР), вариант 2. У всех обучающихся разные диагнозы, а отсюда и разные способности, и разные возможности. Дети с ТМНР – это сложный своеобразный контингент. Мышление таких детей конкретное, непоследовательное, часто речь на уровне отдельных звуков или лепета, мелкая и общая моторика развиты недостаточно, внимание нецеленаправленное, память отличается замедленностью и непрочностью запоминаний. У них наблюдается недоразвитие познавательной деятельности, эмоции поверхностны, неустойчивы, изменчивы. И задача учителя – организовать процесс обучения таким образом, чтобы была динамика в развитии этих детей.
Работая над решением поставленной задачи, мы обратили внимание на сказку. Во все времена и у всех народов детям, как только они начинали понимать человеческую речь, рассказывали сказки. Роль сказок была не только развлекательной, но и поучительной. Через сказки ребенок познает окружающий мир, законы взаимоотношений между людьми. Но польза от сказок гораздо шире – сказку можно не только читать и рассказывать, но и показывать, лепить, рисовать, сочинять, изображать. При помощи сказки можно развивать ребенка. С её помощью можно развить у ребенка умение фиксировать взгляд, умение слушать, умение познавать, умение сравнивать и сопоставлять, развивать мелкую и крупную моторику, развивать элементарные математические представления, связную речь и мышление, внимание, мимику лица и жесты, эмоции.
Сказку используем на всех учебных предметах. На занятиях по окружающему природному миру – сказки о животных; по окружающему социальному миру – различные сказки, где дети могут увидеть эмоциональные проявления героев, чувство взаимопомощи и взаимовыручки. На уроках по изобразительной деятельности дети, исходя из сюжета сказки, выполняют аппликации, лепят героев сказки из пластилина и глины, рисуют их.
Используя сказку на уроках, мы решаем следующие задачи:
- по коррекции всех компонентов психофизического, интеллектуального, личностного развития обучающихся с учетом их индивидуальных особенностей;
- формированию умений, навыков социального общения людей; развитию доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, пониманию других людей и умению сопереживать им;
- обучению элементам техники выразительных движений, развитию мимических движений; формированию способности понимать эмоциональное состояние, переживания, личностные особенности другого человека;
- развитию навыков совместной деятельности;
- умению сотрудничать со сверстниками, согласовывать собственное поведение с поведением других детей.
Таким образом, знакомство детей с народной сказкой, разнообразные дидактические игры на ее основе, последующая инсценировка сказочного сюжета способствуют решению многих задач по обучению и развитию детей с ТМНР.