Рулёва Л.А., воспитатель ГБДОУ детский сад № 43
Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам –
он будет долго и напрасно мучиться,
но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету.
К.Д.Ушинский
Не всегда прогресс ведет вперед – существуют области, которые с развитием прогресса «получают скачок назад». Век цифровых технологий постепенно приводит к тому, что люди теряют способности к общению. В нашем прекрасном русском языке становится все больше заимствованных слов: гаджет, драйв, уикенд, дедлайн, шоппинг и т.п. Подростки общаются сокращениями и жаргонизмами, студенты ориентированы на сдачу тестов, в семьях все чаще вечера проходят за экранами, а не беседами. Живое общение вытеснено электронным, где не нужно думать о правописании и писать распространенные предложения.
Мы ясно видим, что развитие культуры речи становится всё более актуальной проблемой в нашем обществе. Именно поэтому огромная ответственность лежит на педагогах, занимающихся развитием речи подрастающего поколения, и прежде всего на нас – педагогах дошкольного образования, формирующих и развивающих связную речь ребенка.
В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие. Развитие связной речи является первым и важным условием полноценного развития ребенка. Связная речь представляет собой развёрнутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений.
Следуя из выше сказанного, встает вопрос о выборе средств и методов коррекции имеющихся недочетов в речевом развитии. Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.
Чтобы достигнуть эффективных результатов при обучении дошкольников связной речи, я активно использую в своей работе мнемотехнику. Мнемотехника — это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации и, конечно, развитие речи. Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память.
Прежде всего, начиная работу по технологии мнемотехника, я поставила перед собой следующие задачи:
- Способствовать развитию основных психических процессов: памяти, внимания, восприятия, мышления.
- Способствовать умению детей преобразовывать абстрактные символы в образы и наоборот – образы в абстрактные символы.
- Способствовать развитию умения работать по образцу, по правилам, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
- Способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей.
Свою работу я начинаю со знакомства детей с мнемоквадратами (дети 4 лет) – понятными изображениями, которые обозначают одно слово, словосочетание, его характеристики или простое предложение. Следующим этапом становятся мнемодорожки (дети 4-5 лет) – это уже квадрат из четырех картинок, по которым можно составить небольшой рассказ в 2 – 3 предложения. И, наконец, самая сложная структура – это мнемотаблицы (6-7 лет). Они представляют собой изображения основных звеньев, в том числе схематические, по которым можно запомнить и воспроизвести целый рассказ или даже стихотворение.
Первоначально таблицы я составляю вместе с детьми, подыскивая и проговаривая каждое схематическое обозначение. Фото таблицы я отправляю родителям в чат, чтобы они могли дома проконтролировать детей, проверяя стихотворение или текст по схеме. Сама мнемотаблица находится на видном для детей месте – в течение дня я могу попросить любого из них воспроизвести рассказ по схеме. В старшем дошкольном возрасте дети чаще подходят к этим схемам, часто сами начинают составлять свои мнемотаблицы, начиная со сказок и знакомых стихотворений.
Мнемотаблицы я использую непосредственно на занятиях по развитию речи: при заучивании стихов, при пересказах художественных произведений, при обучении составлению рассказов, при отгадывании и загадывании загадок. Но также такие схемы можно использовать при обучении составу числа, при воспитании культурно-гигиенических навыков, при ознакомлении с основами безопасности жизнедеятельности.
По итогам своей работы я могу сделать вывод о том, что систематическая работа по формированию связной речи у детей с использованием мнемотехники дает свои результаты: у детей появляется желание пересказывать; расширяется кругозор знаний об окружающем мире; активизируется словарный запас; дети преодолевают робость, застенчивость. Дети, проявляя интерес к работе с мнемотаблицами, легко осознают композиционное строение связного высказывания, легче воспринимают и перерабатывают зрительную информацию, сохраняют её в памяти и воспроизводят, правильно связывают сюжет, выстраивают между собой части сюжета и передают последовательно готовый текст без помощи воспитателя. Также они учатся самостоятельно делать мнемотаблицы, составляя по ним описательные и повествовательные рассказы, таким образом, у детей заметно повышается познавательная активность.