Смирнова Е. А., заведующий библиотекой ГБОУ школы № 530
В декабре 2021 года в районной детской библиотеке состоялся семинар для заведующих библиотеками, библиотекарей, педагогов-библиотекарей образовательных учреждений Пушкинского района «Воспитание литературой и возможности библиотеки».
На семинаре поднимались вопросы о роли книги и чтения в воспитании и образовании современных школьников, о том, какое место занимает школьная библиотека в развитии детского чтения и в литературном воспитании, каковы ее возможности.
Мы понимаем, что литература играет огромную роль в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения, поэтому очень важно привлечь ребенка к чтению лучших образцов художественной литературы.
Руководство детским чтением становится первоочередной задачей школьного библиотекаря.
Что значит руководство детским чтением?
Об этом очень хорошо изложено в статьях и книгах кандидата педагогических наук, специалиста по развитию навыков чтения у детей Ираиды Ивановны Тихомировой.
Выдержки из ее работ я хочу предложить вашему вниманию:
«Само слово «руководить» означает «вести за руку», то есть направлять, помогать, корректировать, регулировать. Оно отвечает потребности самого ребенка в развитии, в восхождении к высотам культуры, чего самостоятельно, без участия взрослого, он сделать не в силах».
«Дитя, – говорил известный писатель и педагог В. Одоевский, – не может научиться из самих книг всему тому, что ему нужно знать. При книге необходимы объяснения и замечания искусного руководителя, который бы заставлял его беспрестанно вникать в смысл прочитанного и помог таким образом его разумению» (Одоевский В. Ф. Разговор с детьми // Избр. пед. соч. – М., 1955. – С. 171).
«Объяснения и замечания искусного руководителя необходимы ребенку и при выборе книг, чтобы в репертуар его чтения попадала доброкачественная духовная пища, а не суррогат».
«Составляющие понятия «руководства чтением» определил еще К. Н. Ушинский. Этими составляющими он назвал две. Первая – что читать. Вторая – как читать. По его мнению, без этих составляющих чтение не имеет смысла».
«Каждая хорошая книга для ребенка – это ступень в его духовном развитии при условии, что этот мир переживаний будет насыщенным и богатым. Вот здесь и нужна «рука» библиотекаря, чтобы помочь ребенку через чтение открыть самого себя».
«Большое значение в руководстве чтением имеет рекомендательная библиография, отвечающая за репертуар чтения детей, противодействующая попаданию в круг их чтения литературного «мусора». Составление рекомендательных списков, включающих в себя золотое ядро детского чтения, заложено в традиции отечественной культуры: дать детям свод духовно безопасных книг, способных содействовать развитию ребенка, становлению его как личности и гражданина».
«В условиях, когда чтение и воспитание рассматриваются как стратегический ресурс российского общества, вопрос о том, что читать детям, становится особенно актуальным. От того, что предлагается читать детям, зависит престиж чтения, отношение к нему и детей, и взрослых».
«Именно квалифицированный библиотекарь учит находить разницу между хорошей и плохой книгами, подсказывает пути использования литературы в различных видах деятельности».
”Руководство чтением” тяготеет больше к практике, к конкретной работе с читателем.
Вот три названные его части:
- помощь читателю в выборе произведений печати в соответствии с интересами читателя, подбор и рекомендация литературы по теме запроса, содействие формированию новых интересов;
- содействие читателю в овладении навыками самостоятельного выбора книг;
- помощь в процессе чтения и восприятия прочитанного (беседы, обсуждения, обучение методам рационального чтения).
Помощь и содействие – это не давление и тем более не насилие над читателем, а всего лишь участие библиотечного специалиста в выборе литературы и в ее восприятии, диктуемое его профессиональными обязанностями и личностными побуждениями.
Перечисленные элементы руководства чтением – это разные его направления, к которым нынче, в условиях кризиса чтения, присоединяют еще одно: продвижение идеи чтения, раскрытие его ценности.
Эта задача первостепенной важности базируется на изучении и учете читательских интересов и потребностей посетителей библиотеки, их возрастных особенностей и осуществляется разными формами и методами приобщения к книге, традиционно применяемыми в библиотеке.
Главные составляющие педагогической системы по руководству чтением: как приохотить детей к печатному слову, какие книги следует рекомендовать в том или ином возрасте, как научить ребенка полноценному восприятию, как с помощью литературы развивать ум и сердце ребенка, а также познавательные интересы и способности. Наконец, как из читающей личности вырастить самостоятельно думающего, активного, творческого человека.
Руководство чтением – это целая система, которая отвечает на вопросы образования, обучения, воспитания и развития детей средствами книги и чтения».
Тихомирова И.И. является автором следующих методических пособий: «Художественная литература и дети», «Педагогическая деятельность школьного библиотекаря», «От чтения – к творчеству жизни», «Психология чтения школьников», «Школа творческого чтения», «Добру откроем сердце», «Родом из военного детства», «Уроки материнского чтения». Данные издания адресованы школьным библиотекарям, однако, будут полезны и учителям, и родителям.