Романова Л.В., воспитатель ГБДОУ № 25
Сказка может дать ключи для того, чтобы войти
в действительность новыми путями, может помочь ребенку
узнать мир, может одарить его воображение
и научить критически воспринимать окружающее.
Джанни Родари
Вы замечали, как внимательно ребёнок слушает сказки? А почему? Потому что сказка, не поучая и ничего не требуя, ведёт с ребёнком таинственный разговор, через который передаёт модели поведения в разных ситуациях, модели выбора, даёт возможность переживать страх и дарит надежду, что добро обязательно победит. Она помогает ребёнку взглянуть на мир чужими глазами – глазами героя, уча сопереживанию, сочувствию.
С первых лет жизни ребенок находится под влиянием взрослых. Однако есть и ещё один важный аспект формирования личности – сверстники, с которыми в процессе игр, общения ребёнок активно приобретает опыт, усваивает нормы и правила общества, а это приводит не только к накоплению знаний и умений, но и к развитию способностей, к формированию необходимых качеств личности.
Ребенок рождается не злым и не добрым, не нравственным и не безнравственным. То, какие качества у него разовьются, зависит прежде всего от отношения к нему окружающих, от того, как они его воспитывают. В одних случаях излишне балуют ребенка, не приучают его к выполнению посильных обязанностей и, таким образом, растят эгоиста. В других случаях грубым обращением, окриками, несправедливым наказанием угнетают детскую личность, создают психологический барьер между взрослым и ребенком.
С недавнего времени увеличилось количество детей, имеющих страхи темноты, дети боятся сказочных персонажей. И это немудрено. Качество детских программ на телевидении оставляет желать лучшего: появилось множество мультфильмов, сказок, в которых есть монстры, страшилища. А к этому надо прибавить компьютерные игры, в которых присутствуют кровавые сцены. Остается только удивляться, как это все выдерживает маленький ребенок.
Результатом такого воспитательного воздействия являются эмоциональные нарушения у детей: повышенная агрессия, высокая тревожность, развитие детских неврозов, появление детских страхов, неблагоприятно влияющих на развитие личности ребенка.
Мы в своей работе используем различные методы коррекции, но в этом году отдали предпочтение методу сказкотерапии, которая является самым древним психологическим и педагогическим методом и тесно перекликается с нашей постоянной работой по театрализованной деятельности. Это новая для нас тема, которую мы только начали изучать углубленно и хотим поделиться с вами нашими пока теоретическими знаниями.
Сказки в нашей работе мы используем давно, так как они помогают детям преодолеть тревогу и конфликты, с которыми они сталкиваются. В них противопоставляются добро и зло, смелость и трусость и другие нравственные качества. Они говорят ребенку, что мир – это сложная штука и что в нем есть немало несправедливости, страха, сожаления и отчаяния. Но самое главное – сказки говорят ребенку, что, если человек не сдастся, даже когда положение кажется безвыходным, если он не изменит своим нравственным принципам, он в конце концов победит.
Слушая сказки и рассказы, дети невольно находят в них отголоски своей собственной жизни. Они стремятся воспользоваться примером положительного героя в борьбе со своими страхами и проблемами. Кроме того, рассказы и сказки вселяют в ребенка надежду, что чрезвычайно важно.
Что могут дать ребенку сказочные истории?
Во-первых, они рождают у ребенка ощущение, что взрослые его понимают, что взрослых интересуют его проблемы, и они готовы ему помочь.
Во-вторых, они усваивают такой подход к жизни – «ищи силы для разрешения конфликтов в самом себе, ты их обязательно найдешь и победишь».
В-третьих, сказочные истории дают детям множество вариантов выхода из сложнейших жизненных ситуаций.
Использование в работе с детьми метода сказкотерапии помогает понять следующие детские проблемы:
- трудности, связанные с общением со сверстниками и родителями, – это естественные для каждого ребенка конфликты, переживания, обиды;
- переживание ощущения себя человеком, у которого «что- то не так»;
- страхи и тревоги по самым различным поводам – здесь важно не то, чего боится ребенок, а то, как он боится.
Регулярность проведения занятий способствует закреплению положительного эффекта в развитии личности ребенка. Детям нравятся повторения, это следует учитывать и иногда повторять сказкотерапевтическое занятие, в котором необходимо использовать творческие игры с элементами поиска, выбора наиболее подходящего варианта решения проблемы (покажи героя, угадай по движению, придумай окончание).
Основная цель занятия – снижение психоэмоционального напряжения у детей, вызванного той или иной проблемой.
Сказка может быть использована и для того, чтобы предложить ребёнку способы решения конкретной проблемы:
- сказка даёт великолепную возможность взрослому найти общий язык с ребёнком -язык сказки их сближает;
- сказка более информативна, она не выдаёт свои положения за что-то более серьёзное, чем символы, метафоры и аналогии;
- сказка способствует пробуждению детских и творческих сил, она активизирует понимание и работу на уровне интуиции, значение которых выражается в реальных образах и действиях первого впечатления;
- сказка несёт свободу.
Важной чертою сказки является то, что в ходе её происходит трансформация – некто маленький и слабый вначале к концу превращается в сильного, значимого.
По мнению специалистов, структура коррекционно-развивающего сказкотерапевтического занятия выглядит следующим образом:
- Ритуал «входа в сказку». Создать настрой на совместную работу, «войти в сказку». Этому помогают коллективные упражнения. Например, встать в круг, взявшись за руки, и сосредоточить внимание на горящей свече или передавать друг другу мячик. Помогает и любое другое «сплачивающее» действие.
- Повторение. Вспомнить то, что делали в прошлый раз и какие выводы для себя сделали, какой опыт приобрели, чему научились. Ведущий задает детям вопросы о том, что дети помнят, использовали ли они новый опыт.
- Расширение. Расширить представления ребенка о чем-либо. Ведущий рассказывает или показывает детям новую сказку. Предлагает им помочь какому-либо существу из сказки.
- Закрепление. Приобретение нового опыта, проявление новых качеств личности ребенка. Ведущий проводит игры, позволяющие детям приобрести новый опыт, – совершаются символические путешествия, превращения.
- Интеграция. Связать новый опыт с реальной жизнью. Ведущий обсуждает и анализирует вместе с детьми, в каких ситуациях из жизни они могут использовать тот опыт, что приобрели.
- Резюмирование. Обобщить приобретенный опыт, связать его с уже имеющимся. Ведущий подводит итог занятия. Четко проговаривает последовательность происходившего на занятии, отмечает отдельных детей за их заслуги, подчеркивает значимость приобретенного опыта.
- Ритуал «выхода» из сказки. Закрепить новый опыт, подготовить ребенка к взаимодействию в привычной среде.
Принципы работы со сказками
Осознанность. Осознание причинно-следственных связей в развитии сюжета, понимание роли каждого персонажа в развивающихся событиях. Задача: надо показать воспитанникам, что одно событие плавно вытекает из другого; важно понять место, закономерность появления и назначение каждого персонажа сказки.
Множественность. Понимание того, что одно и то же событие, ситуация могут иметь несколько значений и смыслов. Задача: показать одну и ту же сказочную ситуацию с нескольких сторон.
Связь с реальностью. Осознание того, что каждая сказочная ситуация разворачивает перед нами некий жизненный урок. Задача: кропотливо и терпеливо прорабатывать сказочные ситуации с позиции того, как сказочный урок будет нами использован в реальной жизни, в каких конкретно ситуациях.
Например, обсуждая с ребенком знакомую «Курочку Рябу», можно подвести его к нравственному уроку сказки «Не в деньгах (золоте) счастье», а также к решению проблемного вопроса: «Какова причина слез деда и бабы?» Можно провести беседу с детьми, задавая по ходу вопросы: «О чем эта сказка? Чему она нас учит?» Причем вариантов ответов всегда будет много. Основная задача при обсуждении этой сказки – подвести ребенка к тому, что все явления нашей жизни неоднозначны. Неожиданных и нестандартных ответов и тем для беседы не надо бояться. Ведь одной из главных задач использования сказкотерапии в коррекционной работе является принятие ребенком сказки, примеривание ее на себя и свою ситуацию, а, следовательно, сказка стандартная превращается в сказку индивидуальную.
Проводя коррекционную работу, взрослый вместе с ребенком стремится рассмотреть сказочную ситуацию со всех сторон. Использование сказкотерапии в коррекционной работе повышает интерес детей, вызывает у них положительные эмоции. В результате детские души и сердца открываются навстречу тем педагогам-творцам, которые стремятся учить и лечить добротой и мудростью сказки.