Приём стихотворчества: из опыта работы учителя-дефектолога со школьниками с ОВЗ

Гуревич Е. Б., учитель-дефектолог ГБОУ школы-интерната № 67

Ученик читает: «Унылая пора…»,
Не понимает, читает так: «Унылая, пора!»
Недоумённо размышляет: «Куда пора идти унылой?»      

Стихотворные тексты сложны для понимания. Мало того что поэты в изобилии используют сравнения, эпитеты, метафоры, они к тому же в угоду рифме и размеру меняют порядок слов, придумывают свои грамматические формы, перемещают ударение. Попробуй, доберись до смысла, не говоря уже о заучивании наизусть! А взрослые ещё говорят о каком-то эстетическом наслаждении, восхищаются стихами.

Приблизиться к поэзии, почувствовать и понять стихи, расширить словарный запас, развить чувство ритма, рифмы помогают приёмы стихотворчества. Они позволяют в весёлой игровой форме расширять словарный запас, учиться лаконично выражать свои мысли, подбирать синонимы, интуитивно практиковаться в определении ударного слога, развивать память. Кроме этого, упражнения с рифмами – мощный стимул к творчеству, и они очень увлекательны

Независимо от возраста учащихся, если они переставляют слова в стихотворении, не чувствуя рифму и ритм, лучше начинать с чистоговорок, упражнений «доскажи словечко», отхлопываний ритмов. Когда начальный этап будет пройден, можно переходить к упражнениям стихотворчества  – именно так, ведь эти упражнения нельзя назвать полноценным написанием стихотворений.

 Предлагаю зимнюю подборку.

Упражнение на основе строчки из стихотворения А. Барто «Дело было в январе».

Даётся строчка «Дело было в январе» и список рифм: в мишуре, на физ-ре, в шатре, на помеле, в конуре, сестре, в норе, в дупле, в феврале, тире, пюре, календаре, шампуре, букваре, костре, в игре, шкуре,  вратаре,  янтаре,  заре, снегире, на коне,  на окне.

Будьте готовы к тому, что могут получиться такие варианты:

Дело было в январе,
Я летал на помеле.

Дело было в январе,
Попалась мышь в когти сове.

Дело было в январе,
Я хотел поесть пюре.

Дело было в январе,
Выл наш Шарик в конуре.

Дело было в январе, 
Или, может, в феврале.

Дело было в январе,
Лежало лего на ковре.

Дело было в январе,
Купил подарок я сестре.

Дело было в январе,
Крот спокойно спал в норе.

Дело было в январе,
Запасы не нашла в дупле.

Дело было в январе,
Учили, где ставить тире.

Дело было в январе,
Я смотрел в календаре.

Дело было в январе,
Ел шашлык на шампуре.

Дело было в январе,
Стояла ёлка в мишуре.

Вторая строка появляется так неожиданно! Она вместе с первой может быть абсолютно самодостаточной, а может быть началом целой многообещающей истории. Всего по одной строке угадывается тема, эмоциональная окраска, жанр. Желающие могут подбирать свои рифмы, писать продолжение.

Упражнение на основе строчки стихотворения А.С. Пушкина «Морозное утро».

Мороз и солнце; день чудесный…

Рифмы: место, кресло, телесный, тесный, невеста, пресный, любезный, интересный, полезный, местный, веский, небесный, бездна, исчезла, слезла, интересно, оркестра, леса, блеска, занавеска, пьеса, тесно, тесто.

После произнесения пушкинской волшебной строки и подбора рифмы происходят чудеса – картинка оживает! Мы чётко понимаем, какое настроение у героя.

(Ворчливое)
Мороз и солнце; день чудесный,
Ты б хоть с кровати уже слезла.

(Деятельное)
Мороз и солнце; день чудесный
Покрашу стены в цвет телесный.

(Беспокойное)
Мороз и солнце; день чудесный
Но не найду себе я места.

(Романтическое)
Мороз и солнце; день чудесный
Зима нарядна, как невеста.

(Практическое)
Мороз и солнце; день чудесный
Об этом мы сыграем пьесу.

(Отдыхающее)
Мороз и солнце; день чудесный
Сижу в своём любимом кресле.

(Хозяйственное)
Мороз и солнце; день чудесный
А не поставить ли мне тесто?

(Грустное)
Мороз и солнце; день чудесный
Однако жаль, что не воскресный.

(Трагическое)
Мороз и солнце; день чудесный
В твоём мне сердце нету места.

(Удалое)
Мороз и солнце; день чудесный
Бесстрашно мчусь с горы отвесной.

(Страдательное)
Мороз и солнце; день чудесный
Весь мир мне без тебя стал пресным.

(Детективное)
Мороз и солнце; день чудесный
Ой, кто-то есть за занавеской.

Такие упражнения могут пригодиться не только в учебной деятельности, но и в жизни. И с их помощью можно сочинить стишок другу на день рождения или снять эмоциональное напряжение. И кто знает, может быть, это начало настоящей поэзии…