Рябченко Т.Д., педагог-психолог ГБДОУ детского сада № 12
Актуальной проблемой в нашей стране является сохранение и укрепление психического здоровья подрастающего поколения. К сожалению, в последние годы наблюдается тенденция роста заболеваемости различными нейропсихическими расстройствами, что неизменно приводит к нарушению психического развития детей дошкольного возраста. С этими явлениями связано и стремительное развитие такой дисциплины, как нейропсихология, главным направлением деятельности которой является создание инновационных здоровьесберегающих технологий.
Стоит отметить, что в работе с детьми различных возрастных категорий у ряда дошкольников наблюдаются следующие трудности: низкий объём и концентрация внимания, снижение уровня развития слуховой памяти, недостаточно сформированные графомоторные навыки (что ведёт к сложностям при обучении детей рисованию, конструированию, вырезанию из бумаги), нарушение речевого развития и особенности поведения, мешающие освоению образовательной программы дошкольного учреждения и дальнейшему переходу к школьному обучению.
Залогом психического развития детей является развитие межполушарного взаимодействия. Именно нарушение развития мозолистого тела, контролирующего создание межполушарных связей, приводит к вышеперечисленным проблемам у дошкольников, связанных с познавательным развитием. Нейропсихологические упражнения и игры способствуют нормальному функционированию мозолистого тела, увеличивают стрессоустойчивость организма, способствуют развитию мнемических способностей (памяти), облегчают процесс обучения дошкольника чтению и письму. Процесс формирования межполушарных связей различается по гендерному признаку: так, у девочек он протекает до 7 лет, а у мальчиков – до 8–8,5 лет.
Также важно не забывать, что основной путь развития дошкольника лежит через игру. Игра формирует необходимые в данном возрасте умения и навыки, вызывает массу положительных эмоций, создавая благоприятную атмосферу в детском коллективе. Игровые технологии способствуют лучшему усвоению материала, повышению интереса и мотивации к обучению чему-то новому.
Как известно, для хорошей игры необязательно иметь в обиходе сложно устроенные игрушки. В данной статье мы рассмотрим игры с карандашом как эффективным инструментом для развивающего обучения дошкольника.
Чем же хороши игры с карандашом? Оказываются, они способствуют:
- развитию всех видов восприятия;
- развитию внимания;
- формированию слуховой, зрительной и тактильной памяти;
- развитию пространственных представлений;
- формированию умения прогнозировать результаты своей деятельности.
Рассмотрим несколько наиболее эффективных и простых в выполнении упражнений, которые можно использовать как в подгрупповой, так и в индивидуальной работе с дошкольниками
Не бойтесь использовать что-то новое в своей работе! Не испытанные ранее ощущения благотворно влияют на формирование новых нервных связей. А самые простые игры порой имеют наибольший эффект в обучающем развитии детей.