Сухорукова Л. И., педагог-психолог ГБОУ средняя школа № 511
Ревность – это достаточно распространённая человеческая эмоция. Она возникает у человека обычно при ощущении, что его любят меньше, чем кого-то другого.
Это может быть правдой, а может быть и фантазией самого человека – разницы нет. А особенно для ребёнка, потому что у детей есть одна характерная особенность – любую проблему воспринимать слишком близко к сердцу.
Ревность – это негативная эмоция. Она не несёт в себе ничего, кроме саморазрушения и обиды.
Поэтому не стоит думать, что ревность – это показатель любви. Всё гораздо сложнее и глубже.
По отношению к каким объектам ребенок может испытывать ревность? Мы привыкли, что ревность возникает в основном к братьям и сестрам, мачехе или отчиму. Но на самом деле объектов ревности ребенка может быть намного больше – это новорожденные, родители, учителя, мама, папа, вещи других людей, игрушки других детей, воспитатели, успехи других людей и так далее.
Источником детской ревности, как правило, является ревность к одному из родителей. Часто родители верят в то, что можно быть настолько уставшим, что нет сил дать ребенку любовь и внимание. И эта та причина, по которой рано или поздно у ребенка начинает прорастать ревность.
Ревность – это отсутствие эмоционального контакта, который ребенку необходим. Важно понять, что этот контакт нужен ребенку для понимания, что он любим. Как только у ребенка возникает ощущение, что любви, внимания, заботы ему недостаточно, у него появляется мысль, что есть кто-то, кто перетягивает на себя ту часть энергии, любви и заботы, которая полагается ему. Ребенок в своем поле начинает высматривать того, кто является перетягивающим звеном, и обязательно кого-то находит. То есть, по сути, ребенок вооружается «вешалкой для гнева» и ищет что бы на нее повесить. Чаще всего на этой вешалке оказывается гнев на братьев и сестер, иногда на маму и папу, иногда на все что угодно, в зависимости от возраста.
Скрытым признаком проявления ревности могут являться симптомы простуды, которые напоминают родителям, что их ребенок начинает заболевать. Например, проявление ревности – кашель. Как только ребенок начинает чувствовать себя несчастным – начинается приступ кашля. Родители тогда обращают на него внимание, дарят ему заботу и любовь. Процесс развития ребенка связан с очень сильными эмоциями, маленькие дети очень эмоциональны. У них еще не было времени создать личные способы защиты от мучительных чувств, именно поэтому они так сильно страдают, и именно поэтому важно помочь ребенку выразить свои чувства.
В некоторых ситуациях сами родители являются провокаторами ревности
- Если родители начинают защищать одного из детей, не разобравшись полностью в ситуации и наказывая невиновного.
- Если родители начинают сравнивать своих детей, например, «твой брат лучше учится», «он хорошо играет на скрипке, а ты одни двойки получаешь и скрипку вчера сломал».
- Если родители пытаются насильно примирить ссорящихся. Нельзя приказывать помириться, необходимо объяснить, почему нельзя ссориться. Аргумент «он твой брат, ты же старше, я запрещаю драться» может только разжечь ссору еще сильнее, и дети могут пойти «на принцип».
- Если родители заставляют делиться игрушками или вещами, особенно это касается любимых игрушек. Аргумент «ты с этой игрушкой не играешь» только обострит ситуацию, потому что старшему ребенку этот мишка дорог, и не важно, что он с ним уже не играет.
- Если ссора между родителями происходит на глазах у детей, а родители – пример для них. Дети видят, что ссориться и скандалить можно, и начинают ввести себя также.
- Если родители пытаются вести поучительные беседы с помощью крика и распускания рук.
- Если родители манипулируют старшим ребёнком, ссылаясь на слабость младшего. Когда родители говорят, что младший ребенок «еще такой маленький, слабенький, совсем беспомощный», это включает у старшего ребенка разрешение тоже проявлять слабость. И родители остаются у разбитого корыта, потому что, называя младшего слабым, они ожидают, что старший будет им подмогой, будет сильным, будет им опорой. Но по факту это оборачивается против родителей, так как старший ребенок, наоборот, начинает тоже проявлять свои слабости. Очень важно уберечь родителей от подобных высказываний.
Что же нужно делать, чтобы справиться с детской ревностью?
- Очень важно следить за личным пространством каждого ребенка.
Самое важное, что могут сделать родители, – это контроль за тем, чтобы младший не брал без спроса игрушки старшего, не залезал в его пространство. Младшего ребенка нужно наказывать, если он не слушается и берет вещи старшего без разрешения. У нас обычно принято, что младшему позволено все, а старший чувствует себя нянькой и жертвой, в то время как родители хотят, чтобы он чувствовал себя старшим, сильным, а значит – уверенным. Однако же в силу вечной маминой занятости старший ребенок чувствует себя просто нянькой – и это не самая сильная позиция для успешного взросления. Поэтому нужно говорить об этом родителям, научить их общаться с детьми правильно.
- Если в семье, где много детей, возникла ревность, желательно запланировать время для индивидуального общения с каждым ребенком, хотя бы один раз в неделю 2-3 часа. Можно сходить в кафе или куда-то еще. Для каждого ребенка этой семьи должно быть понятно, что у мамы для него есть личное время. Это реальный способ сохранить близость личного общения. Кроме того такие свидания учат детей уважать время друг друга, уважать время взрослых.
- Когда в семье возникает проблема ревности, должен быть введен категоричный запрет на гнев и вредительство. Если кто-то из детей сломал чью-то вещь или специально порвал рисунок другого, для него должно быть введено серьезное наказание.
Если дети ссорятся, остановите их. Не всегда стоит допытываться, кто виноват в случившемся, но всегда следует пресекать ябеду: «А Маша сказала… А Вася сломал…» Услышав несколько раз в ответ: «Ну, сказала, а жаловаться зачем? Сломал, попробуйте вместе починить, а я посмотрю, что у вас получится», дети постараются наладить все сами. А вы подайте пример компромиссного решения конфликта. Научите детей играть вместе и чаще давайте им общие поручения – пусть один только веревочку держал, но хвалите обоих за выполненное дело.
- Не сравнивайте детей! Родители должны помнить, что каждый их ребёнок особенный. И они не хотят, чтобы с ними обращались одинаково, им нужно, чтобы с каждым вы вели себя соответственно их индивидуальности, не просто любили, а ценили просто так, за то, что они есть.
- Не спешите передать младшему «ласковые слова», которые раньше принадлежали старшему: «малыш», «солнышко мое», «котенок». Лучше придумайте новое для маленького человечка.
- Придавайте особое значение тому, что у вас дружная, крепкая, надёжная семья. Говорите об этом, подкрепляя свои слова действиями. Девиз «Один за всех и всего за одного» может стать девизом вашей семьи.
Проявление ревности у детей – это требование любви. Вы не должны держать в себе свои эмоции, расскажите, как вам тревожно, когда грустит ваш ребёнок, как вам больно видеть его страдания. Любящие дети скорее вас поймут и уже не станут вести себя подобным образом. Детская ревность проходит при получении определённой порции внимания и любви родителей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Тарарина Е. Практикум по арт-терапии в работе с детьми. М.:ООО «Вариант», 2019.
- Фабер А. Братья и сестры. Как помочь вашим детям жить дружно.М.:Эксмо, 2014.
- Айсвойнова-Травина Е. Детская ревность. Ростов н/Д: Феникс, 2012.