Смирнова Е. А., заведующий библиотекой ГБОУ школы № 530
15 октября 2021 года в рамках Месячника школьных библиотек в Центральной районной библиотеке им. Д.Н. Мамина-Сибиряка состоялся семинар для школьных библиотекарей Пушкинского района по теме: “Новые форматы детской литературы: комиксы”.
Юлия Борисовна Тарасюк – ведущий библиотекарь ЦРБ им. А.П. Чехова, куратор Центра Манги и Комиксов прочитала лекцию слушателям о новом формате детской литературы – о комиксах. В своей лекции она раскрыла своеобразие комиксов как жанра, познакомила с его видами, провела обзор комиксов в современном книжном мире и поделилась практикой работы библиотеки с данным видом издания.
Тарасюк Ю.Б. рассказала о том, что в Санкт-Петербурге уже пять лет существует библиотека, где в отдельном помещении собраны комиксы и графические романы из Америки, Европы, Азии и, конечно, со всей России, а библиотека имени М.Ю. Лермонтова открыла «Библиотеку комиксов» как проект на базе своего филиала “Измайловская».
Куратор проекта Юлия Тарасюк – человек молодой, энергичный, целеустремленный, влюбленный в свое дело, большой знаток данного вида искусства.
В нашей книжной культуре принято к комиксам относиться, как к чему-то смешному, несерьёзному, развлекательному. Считается, что комиксы не развивают воображение, не учат мыслить, читать, что это пустая трата времени.
Но увлеченность лектора этим жанром заставила меня погрузиться в данную тему и задаться вопросами: «Комиксы – это книга или нет? Имеют ли комиксы отношение к полноценному чтению?»
Сначала давайте разберёмся, что означает слово «комикс». Комикс (от англ.comic – «смешной») – рисованная история, рассказ в картинках, В комиксе автор сочетает литературу с изобразительным искусством.
Появились комиксы очень давно, ещё в XVI – XVII веках. Прототипы комиксов можно найти в европейских карикатурах XVIII века. Существует много разных названий этого вида искусства: японские комиксы называются манга, китайские – маньхуа, а комиксы в Корее называются манхва. На русском языке некоторые авторы предлагают использовать термин «рисованные истории».
В нашей стране прототипом комиксов можно считать лубочные картинки, бывшие в широком ходу ещё в XVII веке, позже, уже в XX веке технику комикса использовал Владимир Маяковский в своих агитационных плакатах «Окна сатиры РОСТА». В 1930-е годы в журнале «Ёж» регулярно печатались истории в картинках, такие как «Умная Маша». С 1956 года начал выходить журнал «Весёлые картинки», в котором стали печататься истории с цветными картинками (разовые и с продолжением), рассказы в картинках публиковали и в журнале «Мурзилка». А как прекрасны иллюстрированные истории Владимира Сутеева и детская книга-альбом «Рассказы в картинках» (с подписями к картинкам и без них) советского художника Николая Радлова!
Мне стало понятно, что относиться к комиксам как к чему-то несерьёзному или карикатурному – нельзя. Ведь комиксы бывают разные. И серьёзные, и развлекательные, и детские, и взрослые. Есть образовательные комиксы, комиксы-биографии.
В комиксах, как и в хорошей литературе, все зависит от таланта его создателей.
С развитием информационной среды и новых технологий чтение книг, особенно у молодого поколения, не в приоритете. Постепенно у ребенка пропадает интерес к художественной литературе. Привлечение детей к книге и чтению является одним из главных вопросов образовательной и воспитательной деятельности и волнует всех педагогов, библиотекарей, а также родителей.
Может ли комикс стать помощником им в этом?
Для того чтобы комиксы принесли пользу юному читателю, надо обсуждать с ним эти издания. Расспрашивать, кто его любимый герой, на кого похожи его друзья, о чём герои мечтают, вместе прочитывать тексты под графическими рисунками. Получается, что такая совместная работа над комиксами может помочь ребёнку развить аналитическое мышление, начать читать.
Какие выводы можно сделать?
Комиксы – это отдельный вид искусства. И то, что в комиксах много рисунков и мало текста, возможно, и привлекает ребенка к такому своеобразному чтению. Как утверждают сторонники комиксов – «это то, что нужно маленькому читателю, чтобы улучшить навыки чтения и вспомнить, как приятно читать». Психологи рекомендуют читать комиксы вместе с детьми, так как они развивают внимание, концентрацию, воображение и эмоциональный интеллект, а в дальнейшем привлекут их к чтению художественной литературы.
На мой субъективный взгляд, комиксы больше подходят для младшего возраста, для начинающих читателей, которым необходим визуальный ряд картинок.
Спор между приверженцами традиционной книги и поклонниками комиксов продолжается и будет продолжаться.
Не вытеснит ли увлечение современных детей комиксами чтение серьезной классической литературы? Педагогам, библиотекарям, родителям необходимо разобраться в этом. Понять все плюсы и минусы данного явления, уяснить, как правильно использовать издания в библиотечной работе, так как эти рисованные истории все прочнее входят в нашу жизнь и завоёвывают внимание читателей. Возможно, когда-то и в наших школьных библиотеках появятся книги-комиксы, которые будут пользоваться большим спросом и успехом у юных читателей.
Наша главная задача – научиться работать с комиксами и научить работать с ними наших детей через совместную практическую деятельность. Необходимо уметь ориентироваться в направлениях и жанрах комиксов, чтобы отбирать в библиотечный фонд самые талантливые и яркие издания для знакомства юных читателей с лучшими образцами.
Большая благодарность Юлии Борисовне Тарасюк от библиотекарей Пушкинского района за глубокое раскрытие темы о комиксах и привлечение внимания к такой немаловажной теме!
А что об этом думаете вы?