Школьный музей как пример проектной деятельности

Герасименко Н. В.,  учитель истории ГБОУ школа № 695 «Радуга»
Кобец М. Н.,  учитель начальных классов ГБОУ школа № 695 «Радуга»

В связи с введением федеральных образовательных стандартов начального и основного общего образования возрастает важность использования технологий, педагогических средств, которые обеспечивают формирование метапредметных и личностных результатов учащихся. В ФГОС особо подчеркивается необходимость использования проблемных, исследовательских методов проектной деятельности учащихся.

В последние годы в нашей стране резко возрос интерес к проблеме изучения родного края. Это продиктовано потребностями российского общества и необходимостью формирования личности гражданина, бережно относящегося к природным и социокультурным ценностям своего Отечества. Интерес к родной земле, где ты родился, начинается со знаний собственных корней, истории своего рода.

Музей в этой связи обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы. Эффективное использование этого потенциала для воспитания учащихся в духе патриотизма, гражданского самосознания, высокой нравственности является одной из важнейших задач школьного музея.

Процесс создания школьного музея не простой и включает в себя несколько этапов.

Первые вопросы, которые возникают: “Какой музей? Зачем?” Эти вопросы особенно актуальны в нашем городе, городе-музее, где есть музейные экспозиции практически всех профилей.  Очень важно не стать копией или, что еще хуже, пародией уже существующего государственного музея, а найти что-то свое, что будет нужно и полезно как для самой образовательной организации, так и для всех, кто будет принимать участие в  создании музея.

Начинать работу по созданию музея можно лишь при следующих условиях:

  • выбрана тема музея (предпочтительно краеведческая), определен его профиль;
  • завершен поиск и сбор предметов музейного значения, т.е.
    собрана тематическая музейная коллекция;
  • проведен учет собранных предметов и налажен учет вновь поступающих фондов (по принятой форме);
  • собран и изучен материал по истории объекта, события и т.п., которому посвящается экспозиция музея, составлена историческая справка;
  • разработаны, согласованы и утверждены тематическая структура экспозиции и тематико-экспозиционный план школьного музея;
  • выделены изолированные помещения для размещения экспозиции и хранения фондов музея;
  • создан актив юных музееведов, Совет содействия музею из числа педагогов, родителей, добровольных помощников, способных реализовать его
    образовательно – воспитательную функцию;
  • определена программа образовательно-воспитательной  деятельности, основанная на концепции музея и его коллекциях;
  • установлены связи с районными методистами по краеведению и школьному музееведению, краеведческим центром городского Дворца творчества юных, профильными государственными музеями и, если получена поддержка, местными органонами самоуправления.

Как показывает практика возникновения и развития школьных музеев, часто толчком к углубленной исследовательской работе становится краеведческий поиск, встреча с интересным человеком, яркое событие, юбилей учебного заведения, необходимость обобщения, оформления результатов экспедиционной работы и т.п.

При создании школьного музея в первую очередь нужно учитывать интерес детей: выбранная тема должна быть близка, понятна и интересна школьникам, тогда не составит большого труда привлечь их к работе по созданию музейной экспозиции. Следующим непременным условием является специальная подготовка к этому виду деятельности руководителя школьного музея. 

Таким образом, если в школе имеются условия для создания музея, есть желание детского и педагогического коллектива школы, можно приступить к работе.

Расскажем немного о том, как создавался музей «Времен связующая нить….» в ГБОУ школа № 695 «Радуга» Пушкинского района Санкт-Петербурга.

Целью проекта в данном случае является сохранение исторической памяти и культурного наследия. В процессе работы над создание музея происходит развитие интереса обучающихся к истории, углубление знаний по истории и формирование на конкретном историческом материале гражданско-патриотических чувств и убеждений, утверждение значимости таких ценностей, как любовь и уважение к родному городу, бережное отношение к плодам труда, опыту предшествующих поколений; приумножение исторического наследия, сохранение исторической памяти; воспитание гражданина и патриота. 

Основные задачи, которые мы перед собой поставили:

  • обобщение и систематизация накопленного поискового материала в соответствии с выбранными направлениями;
  • создание музея;
  • регулярное пополнение и обновление экспозиции музея;
  • развитие у учащихся интереса к истории, исследованиям, к научно-познавательной деятельности;
  • приобщение учеников к общественно-полезной работе, развитие деятельности ребят по охране памятных мест, памятников истории и культуры родного города;  
  • привлечение к проекту учителей, родителей, учащихся и других представителей общественности.

Данный проект является долгосрочным. В процессе реализации проекта мы планируем получить социально значимый продукт – историко-краеведческий музей «Времен связующая нить…», включающий в себя три  основных направления: 

  • История школы («Школа: вчера, сегодня, завтра…» – отражение истории школы, её традиций, достижений; «Учитель, перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени…» – об учителях школы, их педагогических биографиях, заслугах, профессиональных открытиях, победителях конкурсов, награждённых отраслевыми наградами;  «Гордость школы» – о достижениях выпускников разных лет  и сегодняшних воспитанников школы).
  • История города Софии («Удивительный город София» – отражение истории района Софии, где расположена школа).
  • Зал воинской славы («Никто не забыт, ничто не забыто» – поисковая работа учащихся сегодняшнего дня).

Инициатива по созданию музея нашла поддержку со стороны администрации нашей школы. Работу над созданием школьного музея мы начали с раздела «Удивительный город София». Ребята 4а класса, их родители и классный руководитель поставили перед собой цель – осуществить совместную деятельность детей и взрослых по изучению истории «Уездного города София», улиц, на которых живут дети и их родители.

Актуальность данной инициативы невозможно переоценить.

У каждого человека есть дом – место, где ему уютно и хорошо, где его всегда ждут. Город и район, в котором мы живем, это тоже наш дом, только общий. Проведенный среди воспитанников опрос показал, что у большинства исследуемых школьников недостаточно сформированы знания о родном городе. Дети сомневаются в ответах, недостаточно владеют информацией, так как родители не имеют возможности посещать культурные учреждения города из-за высокой занятости. Знакомство с родным городом, улицами, с известными людьми, прославившими район, имеет неоценимое значение для познавательного, нравственного, социально-личностного развития детей, формирует у детей чувства восхищения, гордости и любви к родному краю, помогает создавать условия для развития гражданских чувств. Грамотно выстроенный педагогический процесс способен не просто дать полезную информацию, но и сформировать познавательный интерес к истории родного города, чувство уважения к его жителям, гордость от осознания причастности к своим землякам. Школьники должны знать, как устроена жизнь в районе, о людях, именами которых названы родные улицы, о достижениях предков и современников. И тогда они будут не только гордиться своим городом и районом, но и заботиться о нем.

Мы поставили перед собой следующие задачи:

Образовательные:

  • познакомить детей с улицами микрорайона,
  • расширить знания детей об истории родного города,
  • познакомить детей с различными источниками поиска информации.

Развивающие:

  • развивать у школьников самостоятельность, коммуникативные качества, умение добывать знания;
  • создать предметное пространство для организации познавательно-исследовательской деятельности в рамках тематики проекта.

Воспитательные:

  • воспитывать у детей любовь и уважение к истории своего города, микрорайона, где живут и учатся дети;
  • обогатить детско-родительские отношения опытом совместной деятельности через формирование представлений об улицах родного города.

В результате этой совместной деятельности у нас появились: карта микрорайона Уездного города София с обозначением улиц, а также мы создали брошюру «Улицы Софии – исторического района в южной части г. Пушкина» в том числе благодаря нашему плодотворному сотрудничеству с библиотекой на Кадетском бульваре.

Старшеклассники 695 школы «Радуга» и их коллеги из ныне 5а класса учатся непростому ремеслу экскурсовода,  проводя экскурсии по Софии.

Мы работаем и по другим задуманным нами направлениям работы музея –  по крупицам собираем экспонаты для зала воинской славы, сотрудничаем с поисковым отрядом «Высота» и с его руководителем Пименовым Андреем Юрьевичем.

Работа над созданием музея продолжается!