Гуляева М.М., воспитатель ГБОУ школы-интерната № 8
Савинова Н.М., воспитатель ГБОУ школы-интерната № 8
Пятый год обучения в начальной школе и пятый год подряд 16 ноября мы говорим с детьми про толерантность. Уже очень много сказано и сделано: беседы, игры, информационные часы и многое другое. И, конечно, очень приятно на вопрос: «Что такое толерантность?», наконец-то, услышать в ответ, что это и уважение к мнению других людей, к совершаемым ими поступкам, и уважение к внешним различиям, способность относиться к ним без раздражения.
И вот в 3- 4 классе пришло время объяснять, что толерантность является редкой чертой характера. Вы спросите: не поздно ли? Нет, так как сейчас дети более осознанно подходят к разговору на тему толерантности. Они соглашаются с вами в каких-то суждениях не потому, что это вы называете правильным, а потому что сами так решили. И не соглашаются с вами в чем-то, тоже исходя из собственных рассуждений.
Толерантный человек уважает убеждения других, а наши воспитанники в этом возрасте пытаются доказать свою исключительную правоту – и вот сейчас необходимо помочь им не стать нетерпимыми, а научиться быть по-настоящему толерантными. Нас постоянно окружают люди, их много. Кого-то мы замечаем, а кого-то нет. Дети не задумываются, что каждый человек уникален, что нет абсолютно одинаковых людей. У каждого из этих людей свои интересы, принципы, желания, цели. Все выглядят по-разному, по-разному одеваются, по-разному разговаривают. Все имеют что-то свое, неповторимое. И вот здесь важно объяснить детям, что нам необходимо проявлять уважение к чуждым для себя вещам, культурам, обычаям, традициям. Мы должны научиться вслушиваться в мнение окружающих и уметь признавать свои ошибки. Все это и станет проявлением толерантности, проявлением терпимости.
В помощь воспитателю в формировании толерантного, терпимого отношения к людям приходит Всероссийский проект «Киноуроки в школах России». В рамках этого проекта в нашей школе третий год ведётся работа по программе «Быть человеком». В течение месяца наши воспитанники говорят о том или ином нравственном качестве, организуют и проводят по нему социальную практику, которая направлена на закрепление изученного качества. В этом учебном году мы обобщили изученные качества и пришли к выводу, что все они присущи толерантному человеку. Просмотр детских короткометражных фильмов помогает формированию толерантного пространства в классе, школе. Нам хочется, чтобы наши воспитанники выбрали путь толерантного человека. Это путь хорошо знающего и комфортно чувствующего себя человека в окружающем мире, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам и традициям.
Чему дома и в школе мы будем учить наших детей, таким и будет и наше, и их будущее. Какое отношение к окружающему миру покажем мы детям, какие чувства и духовные качества живут в наших сердцах, то и будут транслировать наши дети миру.