Корнева Н. В., воспитатель ГБОУ школа-интернат № 67
Вы не представляете, насколько интересно работать в школе-интернате! А особенно интересна работа с подростками. Подростки с ОВЗ ничем не отличаются от обычных подростков, они так же, как и ученики обычных школ, думают о своей будущей жизни, встречаются, влюбляются, переживают, боятся, иногда делают глупости, а иногда и побеждают.
Пробудить интерес к учебе и интерес к участию в конкурсе – это совсем разные вещи. Конкурс для ребенка – это процесс открытия новых возможностей, конкурс – сильнейший стимул к упорной работе и для учащегося, и для педагога. В конкурсах перед детьми ставится конкретная цель, близкая их пониманию, – помериться силами с другими детьми в соревновательной форме. Большинство ребят охотно участвуют в конкурсах, потому что перед ними открывается возможность выйти за пределы рутинного учебного процесса, получить новые впечатления от общения с учителями и с другими детьми, расширить во многих отношениях свой кругозор, насладиться своими успехами и достижениями. Любая победа в конкурсе дает мощный толчок к дальнейшему личностному развитию ребенка, которая положительно сказывается и на учебной деятельности.
Конечно же, выбор и подготовка к конкурсу во многом зависит от педагога. Нужно понимать, что ребенок, например, с задержкой психического развития вряд ли будет участвовать в конкурсе научно-исследовательских проектов или в конкурсе по изобретению инженерно-конструкторских моделей, где важным условием считается умение технически мыслить. Выбирая конкурс, нужно учитывать способности и возможности ребенка. На мой взгляд, творческие конкурсы являются самыми подходящими для детей с ОВЗ, потому как творческие навыки наблюдаются у большинства из них. Например, в моем классе есть дети, которые очень хорошо рисуют, поэтому мы выбираем художественные конкурсы (конкурсы рисунков). Есть те, кто хорошо вышивает и создаёт шедевры из бисера, тогда мы выбираем конкурсы декоративно-прикладного искусства. С детьми, у которых нет выраженных творческих талантов, мы можем поучаствовать в конкурсе видеороликов.
История одной победы в конкурсе видеотворчества
Не так давно мы одержали победу в городском конкурсе видеотворчества в номинации «Буктрейлер». Буктрейлер – это короткий видеоролик, рассказывающий в произвольной форме о любимой книге. Цель такого ролика – реклама книги, пропаганда чтения, привлечение внимания к книгам при помощи визуальных средств, характерных для трейлеров к кинофильмам.
Наша работа проходила в несколько этапов. На первом этапе мы выбрали рекламируемую книгу, определились с замыслом ролика, жанром и нашли технических исполнителей. На втором этапе мы написали сценарий. Сценарий писали, распределяя сцены по кадрам. Например, первый кадр – заставка с текстом, второй кадр – девочка сидит в кресле, открывает книгу. Для удобства сценарий лучше оформить в таблицу: номер кадра, содержание кадра, слова диктора, титры. Написав сценарий, переходим к третьему этапу нашей работы, это сьемка видео по кадрам. Видео снимаем согласно требованиям из Положения о конкурсе. Иногда приходится снимать по несколько дублей, чтобы затем выбрать наиболее удачный. Четвертый этап – запись слов диктора, в последующем это – озвучка ролика. И, наконец, пятый завершающий этап – монтирование видео. Сейчас достаточно много программ для работы с видеороликами, это и Canva, InShot, VN, Movie Maker, Movavi Clips и другие. Освоить их достаточно просто, разница между ними в том, что программы снабжены разными эффектами и функциями при работе с видеофайлами. В своей работе я использую инструменты InShot. Монтирование видеоролика – самый сложный процесс, в среднем на видео в 1,5-2 минуты у меня уходит около трех часов.
Таким образом, наш буктрейлер был готов к участию в городском конкурсе, где мы одержали победу. Описать наше счастье нельзя словами – долгое ожидание результатов конкурса, надежда на победу и в итоге – победа! Все эти эмоции побудили нас к дальнейшим свершениям. Совсем скоро мы снова примем участие в конкурсе видеороликов, но это уже совсем другая история…
В заключение…
Участие в конкурсах с детьми с ОВЗ – большая работа: ребенок не так прочитал стихотворение, не показал нужную эмоцию, видны дефекты речи и, возможно, смотрится всё не так красиво, как мы привыкли видеть на экранах телевизоров. Но нужно знать, что для ребенка это новый мир возможностей показать себя, реализовать себя, добиться успеха. Особенно, если это касается подростков, – именно в этом возрасте у них велика потребность в самовыражении. Даже если вы не победили в одном конкурсе, упорством и работой вы обязательно одержите победу в другом. Работайте, открывая новые горизонты для детей с ограниченными возможностями здоровья!