Клейменова А. Р., учитель-логопед ГБОУ школы-интернат № 67
Профилактика дисграфии и дислексии заключается в раннем выявлении предрасположенности к нарушению письма и чтения и в проведении системы предупредительных мер.
Направления профилактики
- Формирование функционального базиса письма и чтения.
Данное направление предусматривает профилактическую работу преимущественно с детьми дошкольного возраста, а также с обучающимися 1-го класса.
Логопедическая работа проводится по следующим разделам:
- развитие сенсорных функций и психомоторики (зрительного и слухового восприятия, зрительных и слуховых дифференцировок, пространственных представлений, кинетического и кинестетического праксиса, графомоторных навыков);
- развитие межанализаторного взаимодействия и сукцессивных функций (слухо-двигательных, зрительно-двигательных и слухо-зрительных взаимодействий, воспроизведение пространственных и временных последовательностей на материале предметов и символов);
- развитие психических функций (зрительного и слухового внимания, зрительной и слуховой памяти, мыслительных операций: сравнения, обобщения, анализа, синтеза, классификаций и др.);
- развитие речи и коррекция нарушений речи (лексико-грамматического строя речи, связной речи, фонематических функций, фонетического оформления речи: фонетики, анализа речи на уровне предложений и слов);
- формирование мотивов к учебной деятельности.
- Меры по предупреждению пренатальной и постнатальной патологии плода и новорожденного.
Включают в себя охрану и предупреждение здоровья будущих матерей и беременных женщин; развитие ребенка; профилактику осложнений беременности; предупреждение родового травматизма; меры по снижению риска соматических и инфекционных заболеваний детей и др.
- Осуществление индивидуальной помощи при усвоении второго языка и выбор адекватных методов обучения детей с билингвизмом.
- Работа с неблагополучными семьями детей и семьями детей, не посещающих дошкольное образовательное учреждение (организация консультаций и школ для родителей с преподаванием приёмов подготовки детей к школе).
- Удлинение пропедевтического периода обучения грамоте в 1-ом классе.
В настоящее время этот период значительно сокращен, и мотивируется это тем, что большинство детей обучают грамоте в домашних условиях. В тоже время добукварный период имеет огромное значение для усвоения навыка письма и чтения.