Дубоносова А.В., воспитатель ГБДОУ детский сад № 43
Родители, придя в логопедическую группу вместе со своим ребенком и услышав о том, что нужно тренировать правильное речевое дыхание, удивляются: «Зачем нужно учиться правильно дышать? Мы пришли к вам в группу исправлять неправильные звуки, а дышать ребёнок и так хорошо умеет». Но в таком сложном процессе, как развитие речи, всё имеет значение. Поэтому мы всегда начинам свою работу по развитию речи ребенка с развития речевого дыхания.
Дыхание – это физиологический процесс, который состоит из двух фаз, вдоха и выдоха. Правильное дыхание важно для развития речи, т.к. дыхательная система это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Дыхательные упражнения и игры помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Речь невозможна без дыхания.
Регулярные упражнения и игры на развитие речевого дыхания способствуют воспитанию правильного дыхания с удлинённым, постепенным выдохом. Для выработки правильного речевого дыхания необходимо:
- выработать умение пользоваться направленной воздушной струёй;
- развивать силу выдоха;
- развивать способность целенаправленно использовать правильное дыхание для произношения звуков, слов, предложений.
Выполняя упражнения, следует придерживаться определенных правил:
- вдох через нос, выдох через рот;
- губы приоткрыты;
- выдох плавный, продолжительный;
- плечи не поднимать;
- щёки не надувать;
- предметы для поддувания находятся на уровне рта ребенка.
Развивать правильное дыхание помогают различные упражнения и игры. Воспитанникам моей группы очень нравится игра «Пингвины на льдинках». Для этой игры вам понадобится бумажный пингвин (можно нарисовать самим или скачать картинку из интернета), кусочек пенопласта, таз с водой. Фигурку пингвина можно заламинировать и прикрепить к пенопласту (льдинке).
Ход игры: на невысокий стол поставьте таз с водой, в котором плавает пингвин на льдинке. Взрослый дует на льдинку, затем предлагает подуть ребёнку. Струя воздуха во время ротового выдоха должна быть не только сильной, но и направленной.
– Представь, что это море, давай отправим пингвина в плавание на льдинке. Смотри, какой сильный ветер! Как быстро плывёт льдинка! А теперь ты подуй. Молодец!
Игру можно проводить не только в группе, но и дома в ванне, устроив весёлое соревнование. Главное помнить, что заниматься нужно только тогда, когда ребёнок сам настроен на игру. Проявляйте больше терпения, если у ребёнка не все получается выполнить правильно. Сочиняйте и придумывайте новые игры по схеме прежних, пусть в ваших играх появятся любимые детские персонажи и герои из мультфильмов.
Не стоит отчаиваться, если сначала ребенок будет жаловаться на усталость. Постепенно его речевой аппарат окрепнет, правильное речевое дыхание станет нормой, а правильное воспроизведение звуков – естественным процессом.