Беккер Е. А., музыкальный руководитель ГБДОУ № 29
Мнемотехника – это система правил и приемов, которые облегчают процесс запоминания, сохранения и воспроизведения информации путем образования дополнительных ассоциаций. В переводе с греческого мнемотехника – это «искусство запоминания».
Использование мнемотехники для дошкольников сегодня актуально. Именно в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Мнемотехника для дошкольников помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность. Например, можно взять любое стихотворение, схематично его зарисовать – это поможет быстро выучить текст с ребёнком.
В настоящее время здоровьесберегающие технологии внедряются во все сферы ДОУ. Большой потенциал для оздоровления детей заложен в музыке. Музыка воздействует на все сферы жизнедеятельности. Танец, мимика и жест, как и музыка, являются одним из древнейших способов выражения чувств и переживаний. Музыкально-ритмические упражнения выполняют релаксационную функцию, помогая добиться эмоциональной разрядки, снять умственную нагрузку и переутомление. Музыкально-ритмические упражнения формируют красивую осанку, укрепляют мускулатуру, развивают мелкую моторику, воспитывают выносливость. Движения и танец, помимо того что снимают нервно-психологическое напряжение, помогают детям быстро устанавливать дружеские связи друг с другом.
Все музыкальные руководители знают, что для разучивания и запоминания танцевальных движений с детьми затрачивается очень много времени. Как же сделать этот процесс эффективнее? Изучив теорию мнемотехники, я решила оптимизировать работу с детьми по разучиванию танцевальных движений и перестроений под музыку.
Суть заключается в следующем: на каждое танцевальное движение или серию движений подбираю изображение (мнемотаблицу) – это схема, в которую заложена определённая информация. Таким образом весь танец зарисовываю схематически. После этого дети по памяти, используя графическое изображение, воспроизводят танец целиком.
Работа состояла из нескольких этапов:
- Подбор схем к танцевальным движениям.
- Обсуждение и разбор изображений с детьми.
- Перекодировка информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы (глядя на схемы, выполняем движения).
- Самостоятельное исполнение танцевальных движений с опорой на схему.
С помощью карточек дети научились быстро реагировать, мыслить, стали внимательней. Включалась музыка, показывались карточки, и дети выполняли танцевальные движения соответственно схеме. Благодаря технологии мнемотехники можно поставить простейший танец-экспромт на любой праздник и развлечение. Я считаю, что эта технология очень актуальна и эффективна в работе музыкального руководителя.