Кобзарь Н.Ю., учитель-логопед ГБДОУ детский сад № 43
С введением Государственного образовательного стандарта дошкольное образование официально стало первой ступенью общего образования. Следовательно, вся система дошкольного образования должна быть направлена на обеспечение качественного дошкольного образования для каждого ребёнка (см. Приказ Министерства образования и науки РФ № 1155 от 17.10.2013 года, Общие положения, пункт 1.5).
Одной из задач Государственного стандарта является обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования.
Преемственность – это согласованность всех компонентов системы образования: целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения детей (см. Приказ Министерства образования и науки РФ № 1155 от 17.10.2013 года, Общие положения, пункт 1.6).
Проблема преемственности является актуальной, так как дошкольный возраст является сензитивным периодом для развития детей, коррекции речевых нарушений, а также профилактики нарушений письма и чтения.
Педагоги-исследователи Брагина Н. Н. и Доброхотова Т.А. утверждают, что «у большинства детей в возрасте от 3-х до 7-и лет обнаруживается спонтанное зеркальное письмо, и оно является необходимым этапом овладения письмом».
Педагоги Ананьев Б. Г. и Рыбалко Е. Ф. отмечают, что элементы «зеркального» письма встречаются у детей с неустойчивым «правшеством», а после овладения обычным письмом зеркальное письмо может проявиться внезапно, когда дети утомлены или невнимательны. Стойкие проявления нарушений письма в школе называются дисграфией.
Оптическая дисграфия связана с трудностью усвоения ребенком зрительных образов букв, многие из которых кажутся ему «похожими».
В основе дисграфии лежат:
- недостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия и представлений (т.е. представлений о форме, величине предметов и об их расположении в пространстве по отношению к себе и друг к другу);
- недостаточная сформированность зрительного анализа и синтеза (исследования и соединения в целое);
- недостаточная сформированность буквенного гнозиса (восприятия и узнавания).
Ребёнку сложно усваивать и учиться определять тонкие различия оптически сходных букв, если он в детском саду не приобрёл умения:
- сравнивать предметы по величине и форме;
- ориентироваться в пространственном расположении предметов по отношению к себе и друг к другу (путает правую и левую стороны, ошибается в понимании значений и употреблении предлогов, обозначающих расположение предметов в пространстве).
Поэтому важно учитывать, что устойчивое преобладание левой или правой руки окончательно формируется примерно к 6 годам. Если этого не произошло, то эти дети часто пишут отдельные буквы, а нередко даже целую строчку в направлении справа налево. Характерна для них и тенденция писать буквы и цифры в направлении снизу вверх. «Зеркальное» написание букв бывает свойственно тем детям, у которых ведущей является левая рука и которых «переучили» на правую.
Предпосылки «зеркального» письма должны быть выявлены в дошкольном возрасте, когда малыш еще не владеет грамотой.
Для выявления у ребёнка предпосылок «зеркального» письма учитель-логопед использует ряд простых упражнений. Например, необходимо взять два карандаша, один из них ставится на стол в вертикальном положении, а другой к нему с правой стороны под прямым углом. Затем логопед просит ребенка, чтобы он, глядя на ваш образец, то же самое проделал с двумя другими карандашами.
После выполнения ребёнком данного упражнения педагог отмечает, с какой стороны ребёнок прикладывает карандаш. Если с левой стороны «зеркально», то это свидетельствует об общей несформированности пространственных представлений. Поэтому коррекционная работа будет направлена не столько на исправление неправильно написанных букв, сколько на необходимость решения проблемы в целом. Так же определяется доминирующая рука у ребёнка – если оказывается ведущей левая рука, то ему требуется особое внимание со стороны учителя-логопеда, воспитателей группы и родителей.
Работа учителя-логопеда по устранению и предупреждению «зеркального» письма включает основные направления работы:
- Совершенствование пространственно-временных ориентировок на себе, на листе бумаги, развитие способностей к запоминанию, автоматизации и воспроизведению серий, включающих несколько различных движений, рядоговорения (времена года, дни недели).
- Развитие мелкой моторики рук с использованием массажа и самомассажа пальцев, игр с пальчиками, обводки, штриховки, работы с ножницами, пластилином.
- Развитие тактильных ощущений посредством дермалексий (необходимо узнать, какую букву «написали» на спине, на руке, в воздухе второй рукой ребенка, узнать буквы на ощупь и т. д.).
- Расширение поля зрения ребенка.
- Развитие конструктивного праксиса путем моделирования букв из палочек, из элементов букв, реконструирование букв.
Прежде чем учитель-логопед начнёт работу по различению правильной буквы и ее двойника, необходимо провести подготовительный этап, помогающий развить у детей ориентировку в пространстве на себе и на листе бумаги:
- воспитание четкой дифференциации правой и левой руки (Какая рука у тебя правая? А какая левая?);
- ориентирование в собственном теле, то есть формируется умение безошибочно находить свое правое ухо, правый глаз, левую ногу, правую щеку и т. д.;
- развитие ориентировки в окружающем пространстве с точки зрения учета ее правой и левой стороны. Ребенку задаются вопросы о местонахождении различных предметов (Где дверь, справа или слева от тебя? А окно? Почему ты так считаешь?) Когда ребенок научится безошибочно отвечать на такие вопросы, можно переходить к определению местонахождения предметов по отношению друг к другу.
И только после того как ребенок усвоит особенности пространственного расположения предметов, он сможет, наконец, понять, справа или слева от вертикальной палочки нужно писать горизонтальную палочку и овал в букве Ю и т. п.
Игры и упражнения, направленные на профилактику «зеркального письма»:
- Определение предметов на зашумлённых картинках.
- Дорисуй половинки.
- Расположи по возрастающей предметы.
- Определи положение предмета.
- Ориентировка на листе бумаги (по клеточкам).
- Зашумлённые буквы.
- Поиск букв, наложенных друг на друга. Необходимо выделять буквы, написанные одна на фоне другой.
- Реконструирование букв. Например: из буквы П можно сделать букву Н, передвинув одну палочку.
- Подсчёт элементов у буквы (И, А, П, Н, С можно выложить из трех элементов, а Г,Т из двух элементов).
- Конструирование букв из элементов: овал, полуовал, длинная и короткая палочка.
- Расшифруй букву или слово (если ребёнок умеет читать).
- Зачеркни неправильно написанные буквы.
Приемы, помогающие детям лучше запоминать зрительный образ букв (по И.Л. Калининой):
- лепка букв из пластилина;
- выкладывание из палочек, веревочек, мозаики;
- вырезание из цветной бумаги;
- вычеркивание заданной буквы из текста (игра «Зоркие глазки»);
- отгадывание букв с закрытыми глазами (взрослый пишет на ладони ребенка);
- узнавание буквы на ощупь (игра «Умные ручки»);
- выдавливание спицей очертания букв, письмо на снегу, песке;
- рисование буквы в воздухе (ребенок указкой пишет, а взрослый отгадывает).
На заключительном этапе работы можно перейти к письменным упражнениям.
- Очень полезно письмо смешиваемых букв под диктовку. Буквы диктуются в неопределенной последовательности, чтобы исключить возможность догадки, например: Э, Э, Е, Е, Э, Э, Э и т. д. Перед записью каждой буквы ребёнок должен сказать, из каких элементов она состоит, в какую сторону направлена – «смотрит».
- После исчезновения ошибок при записи отдельных букв можно переходить к письму слогов, а затем и слов с этими буквами. Для облегчения стоящей перед ребенком непростой задачи усвоения правильного начертания букв лучше выборочно работать только над теми буквами, на которые может распространиться «зеркальность».
Таким образом, работа учителя-логопеда с детьми по профилактике нарушений письма может рассматриваться как связующее звено в преемственности между школой и детским садом, потому что проводимая учителем-логопедом коррекционная работа позволяет ребенку развиваться в соответствии со своими индивидуальными и возрастными особенностями.
Положительным результатом работы мы считаем успешное обучение ребёнка в начальной школе.
Используемая литература:
- Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М., 1991.
- Жукова Н.С., Мастюкова Е.М, Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи. – М., 1990.
- Корнев А.Н. Дислексия и дисграфия у детей. – С.Пб., 1995.
- Ткаченко Т.А Если дошкольник плохо говорит. – С. Пб., 1997.
- Ткаченко Т.А В первый класс без дефектов речи. – С. Пб., 1999.
- Приказ Министерства образования и науки РФ № 1155 от 17.10.2013 .