Константинова И.Ф., учитель-логопед ГБУ ДО ЦППМСП
Николаева М.И., учитель-логопед ГБУ ДО ЦППМСП
Многолетний опыт работы позволяет нам утверждать, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов помогает учителю-логопеду заинтересовать, привлечь внимание ребенка к деятельности. Такие формы работы способствуют взаимопониманию и взаимодействию специалиста с родителями и ребенком. Таким образом, повышается эффективность коррекционной работы.
На современном этапе развития системы образования мы говорим о внедрении дистанционного обучения, которое является новой ступенью в процессе обучения дошкольника, в том числе это касается и коррекционной работы.
Перед учителями-логопедами появились новые проблемы:
- как внедрить в коррекционную работу электронно-образовательные технологии?
- как помочь родителям научить дошкольника видеть в работе с компьютером образовательный процесс?
- как привлечь ребенка и родителей к коррекционной работе с использованием компьютера?
- какие пути воспитания и развития дошкольника возможны в подобном процессе взаимодействия родителей и ребенка?
При включении в коррекционную работу дистанционного обучения каждый специалист может столкнуться со следующими трудностями:
- ограниченные технические возможности семьи (есть ли у ребенка рабочее место, наличие компьютера, принтера?);
- низкая мотивация родителей;
- занятость родителей;
- сложности в планировании совместной деятельности логопеда – родителя – ребенка.
Предвидя затруднения, специалист ищет пути привлечения семьи к совместному коррекционно-образовательному процессу.
Учитель-логопед должен знать и уметь:
- мотивировать родителей и ребенка;
- давать четкие и понятные инструкции к работе;
- организовывать эффективную и доступную ребёнку работу, в процессе которой происходит реализация поставленных задач.
Использование нашего опыта возможно на всех этапах коррекционной работы с любой лексической темой.
Мы представляем вам элементы опыта работы на краеведческом материале с включением электронно-образовательной технологии.
Например, при автоматизации звука «Ш» в словах мы даем короткую инструкцию ребенку: «Сегодня ты будешь великим сыщиком! Надо в квартире отыскать все предметы, в названиях которых есть звук «Ш». Ребенок начинает в квартире искать все предметы с заданным звуком и называть их. А мама в это время, занимаясь своими делами, слушает и контролирует правильное произношение.
А завтра эту же игру можно использовать на природе, в магазине, можно находить на заданную букву изображения в журнале, в книге. Читающие дети находят слова с заданной буквой в текстах, в афишах, в вывесках и т.д.
Это первый этап, а далее мы постепенно расширяем возможности коррекционных задач.
Мы с вами живем в прекрасном городе-музее, и этот факт позволяет нам развивать речь ребенка, используя историческое пространство.
Например, можно использовать мини квест. Логопед отправляет маме геоточку на карте нашего города, куда она с ребенком должна прийти. Пусть это будет памятник Пушкину в Лицейском саду. Мама расскажет, чей это памятник, объяснит, в каком месте они находятся, вместе с ребенком они вспомнят сказки А.С. Пушкина, ребенок расскажет выученное стихотворение. Таким способом логопед решает многие задачи: автоматизация звуков, обогащение словарного запаса, развитие связной речи.
Эти задачи можно решить и в другом варианте. Развивая мелкую моторику и пространственную ориентировку на листе бумаги, логопед отправляет маме рисунок или фото какого-либо архитектурного сооружения. Далее педагог предлагает использовать различные мелкие сыпучие материалы, которые всегда есть в каждом доме (крупы, макароны, палочки или песок). Ребенок эту постройку рисует на крупе или покрывает по контуру. При этом он называет материал, который использует, постройку, ее детали и где она находится.
Такие виды работы позволяют нам вместе с логопедическими задачами приобщать родителя и ребенка к истории и культуре города, способствовать формированию речевых творческих способностей.