Гуляева М. М. воспитатель ГБОУ школы-интерната № 8
Савинова Н. М., воспитатель ГБОУ школы-интерната № 8
Ответьте на вопрос: «Готовы ли вы оказать помощь нуждающимся людям, проявить снисхождение из сострадания и человеколюбия?» И если вы скажете «да», тогда вы милосердны.
Воспитательные моменты в школе очень важны – ведь воспитание происходит постоянно и ежедневно. Мы воспитываем детей быть дисциплинированными и ответственными, учим не брать чужое и помогать товарищу… А как в рамках школьной жизни воспитать милосердие? Это понятие включено в работу по воспитательной программе «Быть человеком», которая создана на основе Всероссийского проекта «Киноуроки в школах России».
В прошлом учебном году мы изучили с воспитанниками такие качества, как ответственность за свои поступки, помощь вместо осуждения, доброжелательность и закончили работу по программе изучением качества «доброта». Доброта – основа воспитания для различных других, сопряжённых с добротой качеств человека, на ней строится отношение и к окружающему нас миру, и к людям. Доброжелательность, чуткость, вежливость, готовность прийти на помощь — это главные черты личности милосердного человека. И вот через эти качества мы решили подойти к воспитанию милосердия.
Мы с ребятами посмотрели два детских короткометражных фильма. Первый фильм «Мой друг Дима Зорин», в нём речь идёт об очень талантливом мальчике, страдающем синдромом Аспергера (нарушение психики, при котором человек не может общаться с другими людьми, но при этом может иметь выдающиеся способности в других областях). А второй – «Музыка внутри», в котором нам рассказывают о мальчике с проблемами слуха. Вместе с детьми мы обсудили сюжеты фильмов и, основываясь на поступках героев, выяснили, что такое милосердие, в чем мы можем его проявить в отношении окружающего нас мира и людей, живущих рядом с нами и нуждающихся в нашем милосердии. Ведь музыка внутри – это то, как звучит наше сердце, наши мысли, это создает настроение и позволяет выразить отношение ко всему, что нас окружает. Необходимо время от времени задумываться и задавать себе вопрос – что звучит внутри меня: добро, искренность или злоба и раздражение? И вот когда мы научимся слышать себя, мы научимся слышать и понимать окружающих.
В ходе беседы ребята выяснили, что доброта и забота, взаимовыручка и взаимопомощь, бескорыстие и отзывчивость тесно связаны с милосердием, и поняли, что главное – не проходить мимо, быть чуткими и внимательными, проявлять чуть больше заботы и доброты.
И тогда бесценное зерно милосердия прорастёт в каждом из нас.