Беккер Е. А., музыкальный руководитель ГБДОУ детский сад № 29
Воронова С. А., воспитатель ГБДОУ детский сад № 7
Приобщение новых поколений к национальной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности. Необходимо, чтобы каждый народ не просто хранил исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремился перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности.
Человек не рождается богатым в духовном и нравственном смысле, он нуждается в своевременном и грамотном сопровождении родителей, воспитателей, в формировании вокруг него соответствующей окружающей среды, включающей в себя в том числе и народные традиции, которые играют важную роль в воспитательном процессе ребенка. Ведь именно народные традиции аккумулируют духовные устои и принятые в обществе нормы. Система традиций и обычаев является эффективным средством воспитания, так как осуществляет механизм передачи норм поведения, культурных и духовных ценностей от одного поколения к другому.
Сегодня многие современные семьи не имеют достаточного уровня культуры и необходимых педагогических знаний, они воспитывают своего ребенка, не учитывая преемственности поколений, как это было раньше, тем самым утрачиваются хорошие семейные и общекультурные традиции.
Для успешного ознакомления с традиционными народными праздниками нужно прожить их, поэтому мы предлагаем детям и родителям поучаствовать в разных формах и видах совместной деятельности. Совместное участие в творческих мероприятиях помогает объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием. Создание условий для совместной творческой деятельности, сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей способствует единению педагогов, родителей и детей, что формирует позитивное, доверительное и доброжелательное отношение друг к другу.
В игровых ситуациях, беседах, праздниках, мастер-классах мы знакомим детей и их родителей с традициями празднований православных праздников, с народными обычаями.
Проблема духовно-нравственного воспитания растущего поколения всегда была актуальной. В связи с этим ключевая роль детского сада – создание оптимальных условий для всестороннего развития духовно-нравственного потенциала дошкольников через гармоничное построение целостного педагогического процесса в дошкольном учреждении, основанного на культурных ценностях своего народа.
В дошкольном возрасте закладываются основы личности. Именно дошкольное детство, для которого характерно эмоционально-чувственное восприятие действительности, является благоприятным для нравственного и эстетического воспитания. С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогает заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формирует основы самосознания и индивидуальности.
Также в дошкольном возрасте необходимо формировать у детей чувство толерантности, уважения к другим народам, их традициям.
Участие детей в календарных обрядах – школа освоения жизненного опыта, накопленного старшими поколениями, их устоев, обычаев.