Сафьяненко Е.В., воспитатель ГБДОУ № 42
Что такое нравственное воспитание?
Нравственное воспитание, по мнению Ушинского, должно развивать в ребёнке гуманность, честность и правдивость, трудолюбие, дисциплинированность и чувство ответственности, чувство собственного достоинства, сочетаемое со скромностью. Воспитание должно развить у ребёнка твёрдый характер и волю, стойкость, чувство долга.
В словаре Ожегова С.И. дано такое определение: «Нравственное воспитание − это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами».
Нравственное развитие человека продолжается на протяжении всей его жизни, однако основы закладываются в детстве. Первые навыки нравственного воспитания дети получают в семье под влиянием жизненного опыта, этических норм, принятых в семье и посильного труда. Поэтому благоприятный доброжелательный климат в семье, правильный уход и уважение друг к другу являются неотъемлемой частью нравственного воспитания детей.
Дошкольный возраст — период, когда происходит активное формирование нравственных качеств и отношений, норм морали и поведения. Нравственное воспитание играет немаловажную роль в дальнейшем развитии личности, так как оказывает влияние на умственное, трудовое, физическое и эстетическое развитие. Это период дает возможность наполнить душу ребенка нравственными ценностями. В дошкольном возрасте закладываются основы личности ребенка, его мировоззрение, понимание добра и зла, формируется своя реакция на поступки других и собственное поведение. Именно в дошкольные годы под руководством взрослых ребёнок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким людям, сверстникам, вещам, природе, усваивает моральные нормы. У детей формируются такие важные для человека черты, как любовь к Родине, доброжелательность и уважение к окружающим, бережное отношение к результатам труда людей, желание посильно помогать им.
Познакомившись с определениями понятия «нравственное воспитание», которые предлагают учёные-педагоги, для себя я сделала вывод, что нравственное воспитание – это формирование навыков и привычек поведения, умение вести себя в обществе, развитие личности, формирование у ребенка умения делать правильный выбор, принимать правильное решение.
Л.Н. Толстой считал, что «…из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра». Я согласна с ним полностью.
Вот поэтому я рассматриваю художественную литературу в качестве не только источника знаний, но и источника нравственно-эстетических норм. Художественная литература, давая познание действительности, расширяет кругозор читателей всех возрастов, дает эмоциональный опыт, отклик, выходящий за рамки того, что мог бы приобрести человек в своей жизни, формирует художественный вкус, доставляет эстетическое наслаждение, которое в жизни современного человека занимает большое место и является одной из его потребностей.
Литературные произведения вовлекают детей в раздумья над поступками и поведением героев, происходящими событиями, побуждают их к оценке и обогащают эмоциональную сферу.
Приобщая детей к художественной литературе, я стараюсь подобрать такие произведения, героями которых можно восхищаться и подражать им. Герои, помогающие в формировании таких нравственных качеств, как товарищество, доброта, правдивость, уважение к труду взрослых, ответственность за свои поступки, справедливость, смелость, сочувствие, сострадание, умение различать добро и зло, способствуют и развитию у детей любви к родному краю, к родной природе.
Большую роль в развитии нравственного воспитания дошкольников играют сказки. Через них ребенок понимает, что можно и что нельзя, что хорошо и что плохо, понимает разницу между добром и злом.
Например, сказка «Репка» учит младших дошкольников быть дружными, трудолюбивыми; сказка «Маша и медведь» предостерегает: в лес одним нельзя ходить, можно попасть в беду, а уж если так случилось – не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации. Наказ слушаться родителей, старших звучит в сказках «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», различать хитрость и простоту учимся, читая сказки «Лиса и журавль», «Лиса и тетерев», «Лисичка-сестричка и серый волк» и т. д.
Писатели прошлого и настоящего создали много прекрасных литературных произведений для детей о проявлении всех нравственных качеств. Дошкольники добродушно смеются над трусливыми мальчишками из рассказа Н. Носова «Живая шляпа», хохочут над «Мишкиной кашей», не хотят быть похожими на ленивую Федору из произведения «Федорино горе» К. Чуковского.
Детская художественная литература позволяет детям окунуться в мир прекрасного и полезного, воспитывает доброту, чуткость, смелость, отзывчивость.
Правильно говорят: «Открывая книгу – открываешь мир».