Рудакова Ю.Н., воспитатель ГБДОУ детский сад № 43
Период дошкольного детства является фундаментальным для становления психического и физического развития. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. Поэтому и возникла необходимость поиска нетрадиционных путей организаций коррекционно-образовательного процесса уже в раннем дошкольном возрасте. Одним из таких направлений является игровой самомассаж. Игровой метод придает учебно-воспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоения упражнений, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребенка.
Детский игровой самомассаж своей простотой и доступностью оказывает влияние на физическое и психическое развитие ребенка. Также игровой массаж стимулирует рост и развитие мышечной массы, способствует поддержанию оптимального тонуса, является своеобразным раздражителем рецепторов кожи глубже лежащих тканей.
По своему опыту могу сказать, что упражнения игрового массажа в сочетании с пальчиковой гимнастикой оказывают положительное влияние на развитие памяти, мышления, развивают фантазию, способствуют снятию мышечного напряжения.
Игровой массаж и самомассаж учит детей сознательно заботиться о своём здоровье, является профилактикой простудных заболеваний, прививает им чувство ответственности за своё здоровье, уверенность в том, что они сами могут помочь себе улучшить своё самочувствие
Главное правило игрового массажа – никакой боли! Только приятные ощущения позволят в дальнейшем выполнять эти игровые задания.
При проведении массажа я рекомендую не надавливать с силой на указанные точки, а массировать их мягкими движениями пальцев, надавливая лишь слегка или легко поглаживая.
Для укрепления здоровья, формирования позитивной эмоциональной сферы детей, повышения физической работоспособности в моей группе была проведена целенаправленная работа по освоению детьми упражнений игрового массажа. Начиная обучать воспитанников массажу, я показывала каждый прием на себе и комментировала его. Затем приём демонстрировала на одном ребенке. Далее дети выполняли прием самостоятельно под стихотворный текст или специально подобранную музыку. Также использование стихотворного текста являлось дополнительным стимулирующим фактором речевого развития и формирования у детей положительного эмоционального настроя. Дети с удовольствием включаются в процесс игрового массажа, нередко проявляют творчество, предлагая новые движения, при этом получают элементарные представления о собственном здоровье, возможности укрепить его всего лишь прикосновением рук. Самомассаж дошкольников сопровождается веселыми стихами, создающими яркие образы, которые помогают превратить в игру массажные движения. Такие занятия вызывают естественный интерес детей. Самомассаж я провожу во время занятий, перед прогулкой, перед началом игровой деятельности, то есть в каждую свободную минутку.
Какие же виды массажа я практикую? Во-первых, это массаж пальчиков. На зонах пальцев есть точки, связанные со всем организмом: массаж большого пальца способом растирания повышает деятельность головного мозга, указательного – деятельность желудка, среднего – положительно влияет на работу кишечника, безымянного -нормализует функцию печени, мизинца – стимулирует работу печени. При массаже пальцев рук я использую следующие приемы: выжимание, вытягивание каждого пальца и надавливание на него, растирание пальцев одной руки пальцами другой, как бы надевая на каждый пальчик колечко. Использую разные специальные и подручные предметы (массажные мячики, коврики, орехи, карандаши).
При массаже спины я использую поглаживание, растирание, разминание, поколачивание. Мы используем специальные и самодельные массажеры, любим упражнение на большом мяче. Используем массаж при выполнении «качалочки», то есть перекатов на спине.
Массаж стоп – это поглаживание, пощипывание, ходьба по массажным коврикам, по камешкам, по ребристым дорожкам, катание стопами различных предметов (гимнастическая палка, массажный мяч, орехи, специальные тренажеры, самодельные тренажеры), самомассаж стоп (после сна в игровой форме «Поиграем с ножками», «Пальчики на ножках, как на ладошках»), растирание массажными рукавичками.
На лице любого человека расположены массажные зоны, связанные с регуляцией иммунитета и закаливанием организма. Локальное воздействие на эти зоны мы называем точечным массажем. Точечный массаж выполняется путем нажатия подушечками пальцев на кожу и мышцы в местах расположения активных точек.
Непременным условием является постоянное наблюдение за самочувствием и индивидуальной реакцией ребенка. Все упражнения должны выполняться на фоне позитивных ответных реакций ребенка.
Главная ценность массажа заключается в том, что он, прежде всего, влияет на нервную систему малыша, помогает ребенку снять общую усталость, помогает всем органам работать бесперебойно и эффективно.
Также мной были установлены партнерские отношения с семьями детей. Я ознакомила родителей с методами оздоровления детей в детском саду и дома. Самомассаж позволил усилить эффект занятия положительными эмоциями, вызвал интерес к заботе о личном здоровье, сформировал привычку здорового образа жизни.