В 2021 году на городском этапе конкурса педагогических достижений в номинации «Педагогические надежды» успешно выступила представительница нашего района Васильева Ольга Владимировна, учитель начальных классов ГБОУ школы № 407, участница проекта «Учитель 21 века». Ольга Владимировна вошла в шестёрку лучших молодых учителей Санкт-Петербурга и стала дипломантом конкурса.
Думается, что успех молодого учителя неслучаен – победы педагогов школы № 407 в профессиональных конкурсах разного уровня стали уже традицией. Начнём с того, что директор школы Тарелкина Ольга Владимировна в 2017 году, будучи лидером педагогической команды в первом городском конкурсе учительских команд, привела коллег к победе – жёсткая конкуренция, выматывающая борьба и – 2 место. Это была победа! Участником этой команды был Демчук Данил Владимирович, ныне заместитель директора по научно-методической работе школы № 407, который после этого успеха представлял наш район на городском этапе в номинации «Педагогические надежды». Опыт этой борьбы и помог ему в этом году, когда он стал наставником молодого талантливого учителя Васильевой О.В.
В преддверии Дня учителя мы публикуем интервью с Тарелкиной О.В., Демчуком Д.В. и Васильевой О.В.
Тарелкина О.В., директор ГБОУ школа № 407
– Ольга Владимировна, вы капитан и лидер первой учительской команды, которая выступила в 2017 году с невероятным успехом. Конкурс для педагога – это всегда трудно и рискованно, а для директора школы вообще нагрузка невероятная. Но всё-таки, что для вас профессиональные конкурсы? Что они дают вам как директору школы, как учителю математики, как человеку?
– Помогает ли ваш конкурсный опыт в вашей директорской работе?
Прежде всего мне бы хотелось поблагодарить наш Пушкинский ИМЦ и лично директора Любовь Геннадьевну Серову за оказанное доверие, за предоставленную возможность мне, тогда ещё молодому директору, “встряхнуться”, вырваться из мира цифр исполнения бюджета, пересчёта ремонтных смет и т. д. и окунуться в мир творческих педагогических идей.
Участие в педагогических конкурсах для меня – это некая трансформация, которая позволяет, сохраняя традиции, накопленный опыт, привычные алгоритмы, решиться и попробовать креативные, необычные и инновационные схемы.
Именно поэтому педагогические конкурсы – это возможность привносить новые веяния в любую деятельность, как в директорскую, так и в учительскую. И как результат, профессиональные конкурсы помогают смелее решаться на перемены.
Мой личный конкурсный опыт я считаю неоценимым. Во-первых, я познакомилась с замечательными, талантливыми молодыми педагогами.
Во- вторых, мы были счастливы вместе готовиться и участвовать в конкурсе.
Но ещё большей удачей я считаю то, что мы достигли главного – наша команда “срослась”, и это позволяет нам интересно общаться и по сей день.
Демчук Д.В., заместитель директора по научно-методической работе ГБОУ школы № 407
– Несмотря на молодость, у вас большой опыт участия в разнообразных профессиональных конкурсах и районного, и регионального уровня, причем вы выступали и как педагог-предметник, и как член педагогической команды. Да и сейчас, будучи заместителем директора по научно-методической работе, постоянно «фестивалите» в «Петербургской осени». Зачем вам всё это? Не пора ли почивать на лаврах?
Почивать на лаврах это точно не про меня, во всяком случае за шесть лет работы в школе такого чувства я ни разу не испытывал. Может быть, дело в том, что внутри меня есть постоянное желание чего-то достичь. Причем это не какая-то конкретная вершина – просто всегда есть чувство, что я ещё что-то не сделал, чего-то не добился. И это проявляется во всех направлениях моей деятельности.
Если говорить конкретно про педагогические конкурсы, фестивали, форумы и т.д., то должен признаться, желание принимать участие в этих мероприятиях возникло не сразу. Огромную роль здесь сыграл районный проект «Учитель 21 века», в который меня направил директор школы № 477 Кобзев В.М. в первый мой год работы. Находясь в проекте, я получил возможность раскрыться и, в первую очередь, раскрыться для себя. Посещение мастер-классов, открытых уроков, участие в педагогических КВНах и других мероприятиях – всё это стало мощным рывком в самореализации. Благодаря проекту я попал на форум «Всмысле» в 2016 году, где познакомился с Демаковым Ильей Сергеевичем, который через год стал лучшим учителем России. Безусловно, его пример меня вдохновил.
Итогом моего участия в проекте стало приглашение представить Пушкинский район в составе педагогической команды в городском конкурсе, капитаном которой была Тарелкина О.В., под чьим руководством я работаю в данный момент, а среди членов команды – действующий учитель Года Санкт-Петербурга Лебедева София Сергеевна. Готовили же нас директор ИМЦ Серова Любовь Геннадиевна и куратор проекта «Учитель 21 века» Смирнова Светлана Евгеньевна. Естественно, такой сплав должен был дать результат – мы не подвели, завоевав второе место! Затем уже была индивидуальная победа в районном этапе конкурса среди молодых учителей «Педагогические надежды» и участие в городском этапе.
Все эти мероприятия дали мне возможность познакомиться со многими выдающимися педагогами, которые периодически приглашают принять участие в различных мероприятиях. И мне приятно осознавать, что я могу находиться с ними на одной волне, получать «педагогический кайф». Это даёт мне новые импульсы в деятельности, новую мотивацию, желание развиваться и быть примером для своих коллег, особенно молодых.
– Вы ещё и наставник молодых учителей. К успеху Оли Васильевой, естественно, имеете отношение – помогали, поддерживали. Что сейчас чувствуете? Каково это непосредственно участвовать в профессиональном становлении более молодых коллег, быть причастным к их успехам?
Получив предложение стать заместителем директора по научно-методической работе в школе № 407, я сразу поставил перед собой цель – помогать молодым учителям, поддерживать их, быть наставником. Оглядываясь на свой опыт, я четко понимал, что успех педагога складывается из нескольких составляющих: личный талант педагога, его усердие и всесторонняя поддержка со стороны администрации и наставника. После знакомства с Васильевой Ольгой Владимировной мне стало понятно, что первые две составляющие уже есть, оставалось дело за мной. Необходимо было правильно подобрать слова, замотивировать к участию в конкурсе, но не принуждать и не навязывать своё мнение. Естественно, было непросто всем, ведь Ольга Владимировна – учитель начальных классов, а это очень большая нагрузка и ответственность. Она не только преподаватель, но и классный руководитель, и воспитатель, чей день начинается рано утром, а заканчивается ближе к вечеру. Добавим сюда постоянные тетрадки и бесконечные переговоры с родителями. Поэтому было крайне важно не перегрузить молодого специалиста, но и не потерять его мотивацию к участию в конкурсе педагогических достижений.
Что касается поддержки и помощи, то, на мой взгляд, любой индивидуальный конкурс должен оставаться индивидуальным. Я имею в виду, что сами идеи и их воплощение должны идти от учителя. Я видел немало примеров, когда в конкурсе участвует педагог, но он представляет не себя, а коллективный труд своей школы или даже района – для меня это неприемлемо. Какова цель участия? Любой ценой добиться результата или личный рост? Для меня ответ очевиден!
Роль администрации заключается в создании условий: освободить учителю время, помочь в организационных моментах, безусловно, необходимо формировать благоприятную атмосферу в коллективе, где каждый готов помочь и подсказать. Таким образом оказать моральную поддержку – методическую и организационную. Приведу один пример, когда я участвовал в городском этапе конкурса «Педагогические надежды», все свои тренировочные открытые уроки я организовал сам, договорился с другими школами, с учителями, методистами. Даже замены сам себе нашёл. Как итог, моя голова была больше занята этими вопросами, нежели самой подготовкой. Уверен, что это не могло не сказаться на качестве выступления.
Этот пример и стал для меня ключевым в понимании роли администратора и наставника. Поэтому когда в январе-феврале Ольга Владимировна участвовала в городском этапе, я старался всегда помочь: сделать замену, перенести внеурочную деятельность, договориться с опытными педагогами и методистами ИМЦ о методической помощи, да даже банально подвезти и сопроводить на конкурс. Но главное для меня, чтобы Ольга Владимировна понимала, что этот конкурс она прошла сама и её выдающийся результат – диплом (она в числе шести лучших молодых учителей города) – это её результат!
Что касается моих ощущений, то, будучи на этом конкурсе в новой роли, я испытал все эмоции заново и, наверное, даже более сильно! Я видел, что Ольга Владимировна учла все мои ошибки и рекомендации и заслуживала высокого результата, которого и достигла! Я горжусь победой нашего педагога, он даёт мне дополнительную энергию и бесконечную мотивацию двигаться дальше!
Васильева О.В., учитель начальных классов ГБОУ школы № 407, дипломант городского этапа конкурса педагогических достижений в номинации «Педагогическая надежда»
– Не секрет, что от участия в профессиональных конкурсах большинство учителей отказываются: хлопотно, нервно, тратишь время и силы… Ольга Владимировна, почему согласилась? По молодости и неопытности или были другие причины?
Согласилась, потому что хотелось поделиться своими педагогическими приёмами, взглядами и поучиться у молодых коллег. Я рассматриваю конкурс, как площадку для обмена опытом, а также место для знакомства с профессионалами своего дела. Хотя, безусловно, участие в конкурсе для меня было вызовом.
– Что мотивировало бороться?
Рядом со мной находятся близкие люди по духу, мировоззрению, которые верили в мой успех сильнее, чем я сама. В свою очередь, мне хотелось оправдать это доверие и доказать себе, что я нахожусь на правильном пути.
– Что изменилось в жизни после успешных выступлений сначала на районном уровне, затем на городском?
Во-первых, возрос уровень доверия родителей моих учащихся ко мне, они увидели во мне профессионала. Во-вторых, я смогла повысить уровень авторитета в глазах своих учеников и стала для них примером. В-третьих, доказала себе, что достойна высокого звания «Учитель».
– Успех в профессиональных конкурсах – достижение индивидуальное или коллективное?
Безусловно, пройти такой насыщенный, сложный конкурсный путь я бы не смогла в одиночку. Очень важно в большом коллективе найти именно СВОИХ людей, которые смотрят с тобой в одном направлении. Я благодарна за помощь директору ГБУ ИМЦ Серовой Л.Г., администрации своей школы, коллегам Батуевой Е.А., Павловой А.А., Топчиенко Н.А., а также своей семье и близким друзьям за то, что оказывали методическую, психологическую, техническую помощь на протяжении всех конкурсных испытаний.
– Каковы планы и перспективы молодого успешного педагога?
После участия в конкурсе я определила для себя желаемый вектор дальнейшего профессионального развития. Планов и целей на ближайшее время достаточно много, начиная от развития своего профессионального инстаграмм-блога smarty_teacher, создания сайта с методической копилкой для коллег, до реализации проекта «ОНЛАЙН-ШКОЛА», с помощью которого, я надеюсь, смогу начать осуществлять безбарьерную среду обучения для всех групп учащихся начальных классов по всей стране. В связи с данными задачами я готова и открыта к сотрудничеству с коллегами из разных школ нашего района. С помощью взаимного обмена опытом мы сможем прийти к феноменальному результату!
– Какой совет вы можете дать тем, кто не решается участвовать в профессиональных конкурсах?
Доверяйте своим желаниям, развивайте свой педагогический талант. Я желаю вам смелости души и больше искренних людей вокруг. Мечтайте смело!