Ракевич Е.П., педагог-психолог ГБДОУ № 11
Ритмическая способность занимает особое место в развитии ребенка.
Ритм – это основа всей жизни человека, повторяющаяся последовательность: дыхание, сердцебиение, смена времен года, частей суток, ходьба, речь.
Ритм – это сложная мозговая деятельность по анализу, планированию и координации движений. Чтобы повторить последовательность и удерживать ее, от мозга требуется немалая концентрация и включенность в процесс.
Игры и упражнения на развитие чувства ритма запускают третий блок головного мозга, который отвечает за функции контроля, планирования, программирования своей деятельности. Без активации этих структур ребенку будет очень сложно писать, читать, удерживать внимание и выполнять свою деятельность, не отвлекаясь от начала до конца.
Также, если чувство ритма несовершенно, то у детей замедляется становление развернутой речи, она невыразительна и слабо интонирована. В результате этого ребенок говорит примитивно, используя короткие отрывочные высказывания, а в дальнейшем слабое развитие слуховых и моторных способностей тормозит развитие ребенка.
Через движения мы укрепляем нервную систему, прокачиваем мозг и помогаем ребенку развить навыки, которые необходимы ему для успешной учебы и гармоничного развития. Развитие чувства ритма помогает растормозить речь, развить подражание, способствует легкому запоминанию.
Развивать чувство ритма нужно с раннего возраста.
Самые простейшие упражнения на ритм – взаимодействие с внешними стимулами: погремушками, барабанами, мячами. Затем переходим на хлопки в ладоши и топанье ногами.
По мере того как ребенок осваивается, мы постепенно:
- увеличиваем длительность упражнений;
- добавляем хлопки по другим частям тела;
- даем название хлопкам;
- проговариваем эти названия;
- варьируем громкость;
- повторяем последовательность в разном темпе.
Для детей с речевыми расстройствами автоматизацию движений необходимо проводить с речевым сопровождением.
Ритм стихов помогает подчинить движения тела определенному темпу, сила голоса определяет их амплитуду и выразительность.
Упражнения выполняем от простого к сложному. Необходимо добиваться чистого и уверенного воспроизведения.
Развитие чувства ритма должно быть целенаправленным. Существует взаимосвязь между ритмической способностью, высшей психической деятельностью и поведением.