Формы и методы работы учителя-логопеда с родителями, имеющими детей с речевыми нарушениями

Носкова А. Е., учитель-логопед ГБДОУ детский сад № 11

В настоящее время накоплен богатый опыт организации различных форм работы с родителями. В этой статье я хочу познакомить вас более подробно с некоторыми формами взаимодействия учителя-логопеда с семьей.

Анкетирование родителей. Прежде чем приступать к работе с семьей, педагогу необходимо изучить семью ребенка. Изучение семьи требует использования совокупности различных методов.

Распространенными методами изучения семейной микросреды являются различные опросы (анкетирование) и тестирование родителей. В настоящее время стало возможным осуществлять кроме очных форм работ опроса с родителями и  заочные формы (по телефону, в интернет-форуме, по электронной почте).

Эффективной формой работы может стать анонимное анкетирование, возможность анонимно задавать вопросы педагогу, складывая записки с вопросами в специальный «почтовый ящик».

Требования к составлению анкеты: 

  • помнить о главной цели – получение информации для профессиональных нужд учителя-логопеда;
  • разрабатывать с учетом контингента детей и особенностей их микросоциального окружения;
  • вопросы должны формулироваться с учетом образовательного уровня конкретных родителей;
  • обязательно применять уважительное обращение;
  • анкета должна быть компактной;
  • структура анкеты должна быть представлена тремя разделами: обращение к родителю, вопросы, благодарность за ответы;
  • располагать вопросы по принципу «от простого к сложному»;
  • формулировать вопросы предельно конкретно;
  • каждый вопрос должен быть самостоятельным и логически отдельным;
  • использовать при оформлении анкеты достаточно крупный шрифт, оставлять место для ответов родителей.

Достоинства метода анкетирования:

  • даёт возможность получать информацию о разных аспектах, связанных с семейным воспитанием;
  • компенсирует невозможность непосредственного контакта с тем, кому он предназначена;
  • позволяет охватить большое количество семей воспитанников;
  • предоставляет больше времени на взвешенный, вдумчивый ответ;
  • простота обработки полученных данных.

Недостатки метода анкетирования:

  • риск несамостоятельности ответов родителей;
  • возможность искажения ответов из-за недопонимания сути вопроса;
  • возможность намеренно ложных ответов (спорные с точки зрения морали);
  • часть родителей не хотят отвечать на вопросы анкеты (считают грубым вторжением в личную жизнь);
  • трудно собирать анкеты.

При помощи анкетирования и тестирования можно узнать состав семьи, особенности семейного воспитания, положительный опыт родителей, их трудности, ошибки. Отвечая на вопросы анкеты или теста, родители начинают задумываться о проблемах воспитания, об особенностях воспитания ребёнка. 

Родительское собрание. Первая организованная встреча логопеда с родителями проводится в конце сентября. На этом собрании логопед освещает в доступной форме следующие вопросы:

  • необходимость специального направленного обучения детей в условиях логопедической группы;
  • анализ результатов психолого-педагогического обследования детей;
  • организация работы логопеда и воспитателя в течение  года;
  • информация о содержании логопедических и воспитательских занятий в первый период обучения.

На этом собрании полезно предоставить родителям возможность прослушать магнитофонные записи речевых высказываний детей при первичном обследовании.

Опыт общении с родителями показывает, что их отношение к речевым дефектам детей неоднозначен: одни видят лишь недостатки произношения отдельных звуков (р, л, с, ш), другие считают, что все «само исправится к школе», и лишь под давлением специалистов они привели ребенка в группу. Поэтому особое значение приобретает первая беседа логопеда, когда он должен в доступной и убедительной форме рассказать и показать (используя образцы письменных работ учащихся с дисграфией) негативное влияние недостаточно сформированной речи на процесс овладения детьми грамотой. При этом необходимо подчеркнуть мысль о том, что именно раннее выявление речевой патологии и оказание детям своевременной помощи поможет предупредить затруднения при обучении детей в школе. Тем самым логопед обосновывает необходимость открытия и существования дошкольных логопедических групп.

Большое внимание уделяется освещению вопросов, связанных с организацией жизни детей в условиях специального детского сада. Родители должны знать режим работы в группе, требования к детям на протяжении всего времени пребывания в саду. Раскрывая задачи и содержание логопедических занятий, логопед знакомит (выборочно) с приемами педагогического воздействия, необходимыми для осуществления дифференцированного подхода к каждому ребенку.

Особо логопед отмечает роль родителей в реализации  комплекса психолого-педагогических мероприятий: 

  • единство требований к ребенку;
  • контроль за выполнением заданий;
  • помощь в выполнении дидактического материала, игры с ребёнком дома,  в оформлении тетради ребенка;
  • активное участие во всех мероприятиях, проводимых для родителей в детском саду (открытые занятия, праздники, родительские собрания, оформление групповой комнаты, стендов для родителей и т.д.).

Таким образом, логопед создает установку для сознательного включения родителей в коррекционный процесс.

Второе родительское собрание проводится в январе. На нем подводятся итоги за первое полугодие, раскрываются основные пути дальнейшего коррекционного обучения. Дается характеристика речевого и общего развития детей, рассказывается об успехах детей и тех трудностях, которые возникали в процессе коррекционных занятий и на которые следует обратить особое внимание.

Заключительное родительское собрание проводится в мае, подводятся итоги обучения за год, даются рекомендации по закреплению пройденного материала. Логопед знакомит родителей с решение комиссии о дальнейшем обучении детей в массовой или речевой школе, а также о необходимости повторного пребывании в специальной группе. Решение комиссии подробно обосновывается.

Количество дополнительных родительских собраний может варьироваться в зависимости от желаний родителей, возможностей логопеда и других факторов.

День открытых дверей. На дни открытых дверей, которые проводятся ежемесячно, приглашают тех родителей, у которых в процессе работы возникли затруднения. Логопед знакомит родителей с основными приемами постановки звуков, рассказывает и показывает, какие упражнения надо делать дома, объясняет, как выполнять задания, записанные в тетради ребенка. Большую помощь родителям окажут «Сказки о веселом язычке», которые в игровой форме помогают создать благоприятные условия для своевременного успешного речевого развития детей.

Посещение открытых логопедических занятий родителями проводится в течение всего учебного года, не реже 1 раза в 3 месяца. На этих занятиях логопед знакомит родителей с основными приемами обучения, подбором наглядно иллюстрированного и речевого материала, а также с требованиями, предъявляемыми к речи детей в процессе занятий.

Родители получают возможность следить за успехами детей, видеть их трудности в общении с товарищами, наблюдать за проведением режимных моментов, организацией игровой деятельности и т д.

Проведение совместных занятий дает возможность не только присутствовать на занятиях, но и отрабатывать совместно с педагогом и детьми необходимые навыки для коррекции просодической стороны речи, звукопроизношения, лексики, грамматики, связной речи.

Такая совместная деятельность позволяет повысить грамотность родителей в области коррекционной педагогики, побудить интерес и желание заниматься со своими детьми.

Консультирование по запросу родителей. «Родительские пятиминутки» целесообразно проводить 1-2 раза в неделю во второй половине дня.  Для этого логопеду и администрации ДОУ необходимо составить график работы, который предусматривает вечерние часы работы логопеда.

На первом родительском собрании следует довести до сведения родителей информацию, по каким дням и часам они могут проконсультироваться у логопеда по интересующим их вопросам в течение всего учебного года.

Учет этой формы работы можно проводить  с помощью  тетради взаимосвязи логопеда с родителями. Логопед отмечает дату посещения, фамилию, проблему, с которой обратились родители, и рекомендации логопеда. Анализ записей данной тетради в конце учебного года позволяет сделать выводы о том, какие родители чаще обращались за помощью, какие вопросы вызывают наибольшие трудности и др. Это позволит наиболее эффективно спланировать работу с родителями в следующем учебном году

Родительский лекторий.  Это форма психолого-педагогического просвещения, раскрывающая сущность той или иной проблемы речевого развития ребенка, помогающая вырабатывать единые подходы к коррекционной работе с детьми. Лучший лектор – сам учитель-логопед, знающий интересы, проблемы и заботы родителей. Главное в лекции – научный анализ воспитательных явлений, ситуаций. Поэтому в лекции следует вскрывать причины явлений, условия их протекания, механизм поведения ребенка, закономерности развития его психики, правила семейного воспитания. Тематика лекций должна быть разнообразной, интересной и актуальной для родителей.

Конференция – форма педагогического просвещения, предусматривающая расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей. Конференции могут быть научно-практическими, теоретическими, читательскими, по обмену опытом, конференциями матерей, отцов. Конференции проводятся раз в год, они требуют тщательной подготовки и предусматривают активное участие родителей. К ним обычно готовят выставки детских работ, книг для родителей, концерты художественной самодеятельности.

Вечер вопросов и ответов проводится после опроса родителей или составления по группам проблемных вопросов, которые возникают в воспитании детей и взаимоотношениях с ними.

Практикум,  мастер-класс – это форма выработки у родителей практических умений и навыков в реализации задач речевого развития ребенка, способствующих эффективному решению возникающих педагогических ситуаций, своеобразная тренировка педагогического мышления родителей-воспитателей.

Посещение семьи – эффективная форма индивидуальной работы учителя-логопеда с родителями. При посещении семьи происходит знакомство с условиями жизни ребенка. Педагог беседует с родителями о его характере, интересах и склонностях, об отношении к родителям, к детскому саду, информирует родителей об успехах их ребенка, дает советы по организации выполнения домашних заданий и т.д.

Переписка с родителями по электронной почте – письменная форма информирования родителей об успехах их детей. Допускается извещение родителей о предстоящей совместной деятельности в детском саду, поздравление с праздниками, советы и пожелания в воспитании детей. Главное условие переписки – доброжелательный тон, радость общения.

Стенды для родителей логопед и воспитатель оформляют совместно в течение всего года. На них помещаются сведения, касающиеся развития речи ребенка в норме, различных видов речевой аномалии, приводится список рекомендуемой литературы, материалы по формированию звукопроизношения, связной речи, лексико-грамматического строя речи у детей данной группы. Материалы стенда периодически обновляются.

Выпуск печатной продукции. Это могут быть памятки, мини-газеты, листовки, папки-передвижки, в которых освещаются события группы, даются практические советы родителям. 

Логопедические задания на дом. Для того чтобы наладить систематические, планомерные занятия родителей с ребенком дома, целесообразно распределить весь учебный материал по нескольким направлениям:

  • воспитание произносительных навыков;
  • формирование словаря;
  • формирование грамматических умений и навыков и т.д.

Варианты организации данной формы работы:

Ведение нескольких тетрадей (на каждого ребенка). Каждая тетрадь соответствует одному из трех направлений.

Ведение одной тетради. Тетрадь делят на несколько частей. Чтобы ребенку и родителям было легче ориентироваться в тетради, целесообразно отделять один раздел от другого, вырезая страницы, как в алфавитной книге, и делая соответствующие надписи, а для ребенка – маленький рисунок, по которому он сможет легко найти и открыть нужный для повторения или дополнения материал.

Карточная система. Логопед дает родителям карточки с заданиями для самостоятельного списывания и заполнения тетради или альбома.

Ведение одной тетради, где логопедические задания даются еженедельно, согласно лексической теме недели по всем направлениям.

Внутри каждого направления в зависимости от вида нарушения речи, психологических особенностей ребенка (внимания, памяти) и особенностей его эмоционально-волевой сферы могут быть выделены различные разделы. Так, при нарушении звукопроизношения коррекционная работа может состоять из следующих разделов:

  • развитие мимической мускулатуры;
  • развитие мелкой моторики рук;развитие артикуляционного аппарата;
  • – отработка опорных звуков;
  • постановка нарушенного звука и его автоматизация и пр.

Аналогично на разделы разбиваются другие направление.

Требования к оформлению тетрадей для домашних заданий: 

  • красочность;
  • доступность;
  • последовательность;
  • весь материал домашних заданий должен быть знаком ребенку, разобран на индивидуальных занятиях с логопедом.

Для того чтобы иметь возможность отслеживать выполнение домашних заданий, логопед может вести учет, заполняя таблицу – «экран выполнения домашних заданий», в дальнейшем эта работа поможет сделать выводы о степени вовлечения родителей в коррекционно-образовательную работу и результативности данной формы работы.

Итак, координация усилий двух социальных институтов – семьи и образовательного учреждения  в вопросах развития ребенка с речевыми нарушениями способствует оздоровлению и укреплению семьи, построению партнерских отношений, расширяет границы социальных связей образовательного пространства, а также содействует развитию новых технологий, обеспечивающих успешную организацию, управление в системе взаимодействия «образовательное учреждение – семья». Они представляют собой совокупность воспитательных и социальных технологий, направленных на разностороннее развитие личности ребенка, преобразование его окружающей среды.

Литература:

  1. Гомзяк О.С. Организация логопедической работы с детьми 5-7 лет с ОНР III уровня/ О.С. Гомзяк. – М.: Издательство ГНОМ, 2013. – 128 с. – (Учебно-методический комплекс «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников»).
  2. Коррекционно-логопедическая работа с детьми 5-7 лет: блочно-тематическое планирование/ авт.-сост. Э.Ф. Курмаева. – Волгоград: Учитель, 2013. – 191 с.
  3. Логопедия: учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений/ под ред. Л.С. Волковой. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. – 703 с.: ил. – (Коррекционная педагогика).
  4. Нищева Н.В. Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. Издание 3-е, перераб. и доп. в соответствии с ФГОС ДО. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО “ДЕТСТВО-ПРЕСС”», 2015. – 240 с.
  5. Организация взаимодействия учителя-логопеда и семьи: Методическое пособие/ Под ред. Л.С. Вакуленко. СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО “ДЕТСТВО-ПРЕСС”», 2011. – 160 с.
  6. Филичева Т.Б. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)»/ Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина. – М.: Просвещение, 1989. – 223 с.: ил.
  7. Филичева Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практ. пособие / Т. Б. Филичева, Г.В. Чиркина. – 4-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 224 с. – (Библиотека логопеда-практика).