Тивирикина И.А., учитель математики ГБОУ школа № 645
Я учитель физики и математики, много лет преподавала физику в системе среднего профессионального образования. Этот предмет люблю и частенько в своей школе заменяю заболевших коллег – преподавателей физики. Надеюсь, что мой опыт, описанный в статье, будет полезен.
Физика стала частью нашей культуры. Человек не может считать себя широко образованным, не имея представления о современной физике, ее роли в повседневной жизни, в науке.
Физическая наука содержит множество фактической информации об окружающем мире, а также включает и совокупность методов, позволяющих отыскивать факты и развивать теории, т.е. осуществлять процесс накапливания знаний с последующим их изменением.
Науку развивает человеческая любознательность, и задача преподавателя состоит в том, чтобы учащиеся не только запомнили совокупность знаний, но и освоили их в ходе лабораторной работы.
В процессе лабораторных работ учащиеся получают элементарное представление о методах научного исследования. Данный практический метод позволяет учащимся проверять на практике выводы науки, выявлять и развивать как интеллектуальные, так и потенциальные творческие способности учащихся. Проведение лабораторных работ стимулирует мыслительный процесс, направленный на поиск и решение проблемы.
При организации и проведении лабораторных работ в колледжах и техникумах часто возникают определенные трудности. В основном трудность одна – это недостаточное количество оборудования для проведения лабораторных работ. Данную проблему я решаю с помощью виртуальных лабораторных работ.
Физика изучается в техникуме на первом курсе. На ее изучение отводится 195 часов, из них на лабораторные работы – 36 часов.
Перечень лабораторных работ, проводимых в техникуме:
- Измерение ускорения тела при равноускоренном движении.
- Проверка выполнения закон Ома для участка цепи.
- Расчет сопротивлений при последовательном соединении резисторов. Проведение измерений параметров электрически цепей при последовательных соединениях элементов цепи.
- Расчет сопротивлений при параллельном соединении резисторов. Проведение измерений параметров электрических цепей при параллельном соединении элементов цепи.
- Расчет мощности и работы лампы накаливания.
- Нахождение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока.
- Получение вольтамперной характеристики полупроводникового диода.
- Изучение явления электромагнитной индукции (самоиндукции).
- Определение емкости конденсатора.
- Расчет коэффициента трансформации.
- Работа транзистора в качестве усилителя.
- Отражение света, получение изображения в плоском зеркале.
- Измерение показателя преломления.
- Наблюдение интерференции, дифракции и поляризации света.
- Измерение длины световой волны.
- Исследование одного из изопроцессов.
- Изучение фотоэффекта.
- Изучение треков заряженных частиц.
Все эти лабораторные работы содержатся в виртуальных лабораторных работах, которые у меня подразделяются на 4 группы:
- Механика (содержит 13 лабораторных работ)
- Молекулярная физика (содержит 16 лабораторных работ)
- Электродинамика (содержит 19 лабораторных работ)
- Оптика (содержит 14 лабораторных работ)
Виртуальные лабораторные работы дают возможность существенного повышения качества обучения, обеспечения формирования всесторонне развитой личности. Они имеют огромное значение в учебно-воспитательном процессе, так как в наибольшей степени позволяют реализовать важные принципы дидактики – деятельностный подход и гуманизация процесса обучения. Учащийся из объекта научения превращается в субъект собственной деятельности.
В научной, психолого-педагогической и методической литературе лабораторные работы рассматриваются с двух позиций: как метод обучения и как форма организации учебно-воспитательного процесса.
В нашей работе мы придерживаемся первой позиции и рассматриваем лабораторные работы как практический метод обучения.
Лабораторные работы – это один из практических методов обучающего взаимодействия преподавателя с учащимися, заключающийся в проведении последними по заданию преподавателя опытов с использованием специального оборудования (в отсутствии такового я использую виртуальные лабораторные работы).
Лабораторные работы составляют часть содержания предмета, в них находят отражение методы исследования, свойственные наукам, которые изучают учащиеся специальности «Компьютерные системы и комплексы », «Технология машиностроения». Они позволяют осознанно изучить вводимые понятия и утверждения, лучше их запомнить. В процессе выполнения этих работ формируется интерес к предмету, повышается мотивация учения.
Главное назначение виртуальных лабораторных работ состоит в том, чтобы вооружить студентов знаниями и умениями, необходимыми для дальнейшего обучения в техникуме.
Литература
- Тихомирова, С.А. Физика: учебник 10 класс/ С.А.Тихомирова, Б.М. Яворский – Москва, издательство «Мнемозина», 2012.
- Тихомирова, С.А. Физика: учебник 11 класс/ С.А.Тихомирова, Б.М. Яворский – Москва, издательство «Мнемозина», 2012.