Задержка психоречевого развития. Использование элементов песочной и акватерапии в работе логопеда-дефектолога

Белозерцева Т.В., учитель-логопед ГБОУ школа-интернат № 8

 Часто руки знают, как решить загадку,
с которой интеллект боролся напрасно
К.Г.Юнг

16 августа 2021 года учитель-логопед ГБОУ школы-интерната № 8 Татьяна Васильевна Белозерцева провела  вебинар на тему «Задержка психоречевого развития. Использование элементов песочной и акватерапии в работе логопеда-дефектолога» на образовательном ресурсе «Дефектология Проф» – онлайн-институт коррекционной педагогики.

Современная дефектология находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях, которые характерны для детей с особыми образовательными потребностями.

На сегодняшний день ситуация обучения предъявляет высокие требования к ребенку. Чтобы   дети  с ЗПРР могли успешно усваивать учебную программу, у них должны быть хорошо развиты восприятие, внимание, память, пространственная ориентация, графомоторные навыки и, конечно же, логическое мышление.

Развитие когнитивной сферы, формирование учебных навыков – задача комплексная и многотрудная. Для её решения подходят комплексные нетрадиционные инновационные активные коррекционно-развивающие методы и  приёмы обучения.

Песочная и акватерапия – эффективные методы, служащие для создания благоприятного эмоционального фона, способствующие  включению в работу сохранных и  активизации нарушенных психических функций.

Их  цель – повышение эффективности коррекционно-логопедической работы, развитие мотивации к речи, преодоление трудности актуализации речевых навыков посредством интегративного взаимодействия с игровым сенсорным материалом.

Опыт работы показывает, что использование песочной и акватерапии в работе логопеда-дефектолога дает положительные результаты:

  • у учащихся значительно возрастает интерес к коррекционным, логопедическим занятиям;
  • учащиеся чувствуют себя более успешными;
  • перенос традиционных обучающих и развивающих заданий в «песочницу» и «аквариум» существенно повышает мотивацию к занятиям, на занятиях нет места монотонности и скуке;
  • стимулирует вcecтopoннee paзвитиe ребёнка (оказывает положительное влияние на развитие речи, коммуникативных навыков, мышления, познавательных процессов и творческих способностей детей).

На вебинаре были рассмотрены основные виды работ с использованием песка и воды на коррекционных, логопедических занятиях, подходящие как для детей дошкольного, так и школьного возраста с ОВЗ.

 Программа:

  • Задержка психоречевого развития. Характерные особенности детей с ЗПРР.
  • Нетрадиционные активные методы обучения, направленные на активизацию познавательного развития ребёнка.
  • Песочная терапия в коррекционно-образовательной работе.
  • Акватерапия в коррекционно-образовательной работе.
  • Занимательные игры и упражнения в креативной игротерапии.

Вебинар адресован учителям-логопедам, учителям-дефектологам, коррекционным педагогам, психологам, воспитателям и учителям, работающим с детьми с ОВЗ, руководителям структурных подразделений ДОО и СОШ, начинающим специалистам, студентам педагогических ВУЗов, заботливым родителям.