Сухина Л.Ю., музыкальный руководитель ГБДОУ № 26
Играть на детских музыкальных и шумовых инструментах могут все дети без исключения. В процессе творчества они осознают, что с помощью каждого инструмента (даже не имеющего звукоряда) можно передать определённые настроения, создать игровые образы с помощью ритма, тембра. Было бы желание!
Одной из самых увлекательных форм музыкально-ритмических игр для ребенка является рассказывание сказок-шумелок.
Сказка-шумелка – это повествование сказки с использованием музыкальных и шумовых инструментов и звукоподражания. В такой сказке текст составляется так, что после одной-двух фраз ребёнку дается возможность что-либо изобразить шумом.
Сказка с шумовым оформлением является весёлым и эффективным упражнением для слухового восприятия, развития мелкой моторики, слуховой памяти и творческой фантазии у дошкольников. Ребёнок реализует свои образные представления в шумах, звуках, что всегда сопровождается положительными эмоциями, способствует созданию эмоционального благополучия.
С помощью сказок-шумелок осуществляется комплексное развитие ребёнка:
- Ребёнок реализует свои представления в шумах, звуках, ритмах в игровом сказочном оформлении.
- Звукоподражание на различных шумовыхи детских инструментах способствует развитию творческой фантазии.
- Дети знакомятся с музыкальными инструментами, овладевают различными приёмами звукоизвлечения; шумовая сказка открывает для детей окружающий мир звуков. Все вокруг звучит!
- Совместное музицирование и игровая деятельность взрослого (например, родителя)и ребенка формирует навыки общения.
- Развивается слуховая память детей, они различают даже небольшие оттенки звучания: громкость, продолжительность, высоту, тембр, акцент и ритм.
- Формируются навыки сотрудничества и сотворчества, воспитывается выдержка и внимание, желание быть лучше, не подвести коллектив.
- Происходит накопление социальных навыков, культуры поведения.
- Через сказочные образы прививается любовь к природе, интерес к явлениям природы, ко всему окружающему.
Алгоритм работы со сказкой
- Знакомство со сказкой: чтение или просмотр мультфильма.
- Выбор музыкальных и шумовых инструментов для озвучивания.
- Выделение в тексте пауз для звукоподражания и музицирования.
- Распределение музыкальных инструментов по очередности.
- Озвучивание сказки.
Предварительная работа
Особое внимание я уделяю подбору сказки, доступной по содержанию и восприятию, соответствующей возрасту. Материал должен дать детям возможность проявить свободу самовыражения, эмоциональность и артистизм.
Затем проводим совместный анализ прослушивания сказки и подбираем шумовые и музыкальные инструменты, способные наиболее точно передать художественные образы, задействованные в сказке. При этом часто возникает необходимость пополнить предметно-развивающую среду — изготовить дополнительные шумовые инструменты, для чего привлекаются воспитатели и родители. Например, изготовление маракасов из пластиковых бутылочек, баночек из-под витаминов; самодельный барабан из ведерка. Любой показ проходит под оформление спокойной, мажорной музыкальной темы.
Я рассказываю детям сказку максимально выразительно, используя жесты, мимику, выдерживая смысловые паузы. Сопровождение музыкальными инструментами делает сказку более интересной и яркой. Первый раз можно рассказать сказку, используя художественные иллюстрации, куклы, маски, отдельные атрибуты. Старшим детям можно предложить изобразить сюжет пошагово, используя какие-то элементы костюмов. Обсуждаем с детьми, нужно ли музыкантам использовать мимику. И только затем иллюстрируем сказку музыкальными и шумовыми инструментами. Жестами можно подсказать ребёнку вступление и громкость игры. Иногда своевременно возникает творческая инициатива детей вдруг вступить со своей партией незапланированно или прийти на помощь зазевавшему соседу-музыканту, и это обязательно нужно использовать.
В процессе занятий многократно убеждаешься, что использование музыкальных и шумовых инструментов помогает понять, откуда и как рождаются звуки, будит творческое начало в детях. Знакомясь с детскими музыкальными инструментами, малыши развивают тембровый и ритмический слух. А совместное сотрудничество вместе со взрослыми создаёт радостное настроение.
Что же такое шумовые инструменты?
В отличие от музыкальных звуков шум не имеет точно определенной высоты. К шумовым звукам относятся треск, дребезжание, скрип, шелест и т. д. К шумовым оркестровым инструментам относятся ударные инструменты с неопределенной высотой звука:
- барабаны;
- тарелки;
- бубен;
- треугольник;
- кастаньеты и т. д.
Некоторые шумовые музыкальные инструменты можно сделать своими руками. Именно они вызывают особый интерес к музыке и желание музицировать (пластиковые банки с рисом, гречкой, ложки, крышки от кастрюль, всевозможные трещотки, расчески, целлофан).
Рекомендации по подготовке и проведению шумовой сказки:
- Сказка или история должны быть выучены так, чтобы можно было рассказывать наизусть. Можно записать на диктофон и включать аудиотрек.
- Не следует перегружать рассказ звуковыми эффектами, на первом месте должна оставаться всё же сама история, а не игра на инструментах.
- Благодаря использованию инструментов история должна стать более интересной и яркой.
- Проверьте звучание ударных инструментов, найдите необходимый звуковой эффект.
- Если в детском учреждении или дома нет необходимых музыкальных инструментов, подберите для игры подходящие по звучанию предметы.
- Перед занятием раздайте инструменты с учётом возможностей малышей, можно также предложить детям выбрать инструмент и дать время проверить звучание.
- Обеспечьте благоприятную, спокойную обстановку для проведения занятия, такую, чтобы и ваш рассказ, и шумовое оформление произвели впечатление на детей.
- Во время исполнения используйте жесты и мимику, говорите медленно и выразительно, выдерживайте паузы.
- Во время рассказа чаще смотрите детям в глаза.
- Игра на инструменте должна звучать в паузах, иллюстрируя текст.
- Инструмент берите в руки только для игры и затем откладывайте.
- Инструмент должен отзвучать прежде, чем вы продолжите рассказ.
- Побуждайте детей к игре на инструментах. Вступление можно подсказывать взглядом, жестом или заранее условленным сигналом.
- Мимикой и жестами можно подсказывать детям громкость и скорость игры. Лучше не прерывать без особой необходимости игру ребёнка.
- Взрослый должен подготовить указания для игры на инструментах заранее, но в то же время быть готовым поддержать незапланированное вступление ребёнка, его творческую инициативу, идеи детей.
- Следует тщательно продумывать окончания историй. Стремиться к тому, чтобы они были яркими, оригинальными. Если возможно, надо дать детям закончить историю по своему усмотрению с соответствующим звуковым оформлением.
- Дети должны постепенно запомнить названия инструментов, узнавать их по слуху, а с 4-х лет с помощью взрослого научиться сравнивать и характеризовать звучание знакомых инструментов.
- Учите детей бережному обращению с инструментами. После занятий положите вместе с детьми инструменты на место.
Предлагаю вашему вниманию несколько шумовых сказок, которые вы можете использовать на занятиях и в повседневной жизни детей для развития музыкальных и творческих способностей детей.
МЫШИНАЯ ИСТОРИЯ
Осенью мышки весь день бегали туда и сюда, собирая запас на зиму.
(СТУЧИМ ПАЛЬЧИКАМИ ПО БАРАБАНУ ИЛИ КОРОБКЕ)
И вот, наконец, с неба стали падать красивые белые снежинки.
(УДАРЯЕМ ПАЛОЧКОЙ ПО МЕТАЛЛОФОНУ ИЛИ БОКАЛАМ)
Они покрыли замёрзшую землю пушистым белым одеялом, и вскоре на этом снегу появились маленькие следы мышиных лапок.
(УДАРЯЕМ ПО ТРЕУГОЛЬНИКУ ИЛИ ПОДВЕШЕННОЙ ЛОЖКЕ)
Мыши попрятались в свои норки, где у них было очень много еды.
Они грызли орешки.
(ИСПОЛЬЗУЕМ ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ)
Грызли зёрнышки.
(ПРОВОДИМ ПАЛОЧКОЙ ПО РУБЕЛЮ ИЛИ ДЕРЕВЯННОЙ РАСЧЁСКЕ)
И устраивали себе из соломы тёплые гнёздышки.
(ШУРШИМ ПАКЕТОМ ИЛИ БУМАГОЙ)
Особенно они любили лакомиться сладкими корешками.
(ПРОВОДИМ ПАЛОЧКОЙ ПО РУБЕЛЮ ИЛИ ГОФРИРОВАННОМУ КАРТОНУ)
А снаружи на землю каждый день падал снег и шумел ветер.
(ДУЕМ В БУТЫЛКУ)
Но мышкам было очень хорошо под снегом в тёплых норках.
(УДАРЯЕМ ПАЛОЧКОЙ ПО МЕТАЛЛОФОНУ ИЛИ БОКАЛАМ)
ЗАЯЦ В ЛЕСУ
Жил-был заяц-трусишка. И всего этот заяц боялся.
Вышел однажды он из дома. Не успел и трёх шагов сделать, а ёжик вдруг как зашуршит в кустах!
(ШУРШИМ БУМАГОЙ ИЛИ ПАКЕТОМ)
Испугался заяц и бежать.
(СТУЧИМ ПО БАРАБАНУ ИЛИ ИСПОЛЬЗУЕМ ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ (быстро)
Бежал, бежал, присел на пенёк отдохнуть, а дятел на сосне как застучит!
(СТУЧИМ ПАЛОЧКОЙ ПО ДЕРЕВЯШКЕ)
Бросился заяц дальше бежать.
(СТУЧИМ ПО БАРАБАНУ ИЛИ ИСПОЛЬЗУЕМ ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ (быстро)
Бежал, бежал, забежал в самую чащу, а там сова крыльями как захлопает.
(НАТЯГИВАЕМ РУКАМИ ТКАНЬ)
Побежал заяц из леса к речке.
(СТУЧИМ ПО БАРАБАНУ ИЛИ ИСПОЛЬЗУЕМ ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ (быстро)
А на берегу лягушки сидели.
Увидели они зайца и прыгнули в воду.
(ПРОВОДИМ ПАЛОЧКОЙ ПО КСИЛОФОНУ ИЛИ ШЛЁПАЕМ ЛАДОНЯМИ ПО НОГАМ)
Тут заяц остановился и говорит:
– А ведь есть звери, что меня, зайца, боятся!
Сказал и смело поскакал обратно в лес.
(СТУЧИМ ПО БАРАБАНУ ИЛИ ИСПОЛЬЗУЕМ ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ (медленно)
КАК МЕДВЕДЬ СУК ПИЛИЛ
Шел однажды медведь по лесу.
(БАРАБАН)
Захотелось ему медку поесть. Вдруг видит он улей, а пчелы в нем так и жужжат.
(РАСЧЕСКА)
Знал медведь, что связываться с пчелами опасно. Но уж больно ему медку хотелось. «Авось не покусают», – подумал медведь и залез в улей. Тут пчелы накинулись на него и стали жалить.
(РАСЧЕСКА)
Завыл медведь, застонал.
(ГОЛОС)
Еле ноги унес. Бежит по лесу, а сам пчелам грозит:
(БАРАБАН)
– Вот уж я вас! Спилю сейчас сук побольше и всех вас разнесу!
Вскарабкался он на дерево. Сел на самый толстый сук
(БАРАБАН)
и начал его пилить.
(ПРОВЕСТИ ДЕРЕВЯННОЙ ПАЛОЧКОЙ ПО РУБЕЛЮ)
Летела мимо птичка-синичка:
(ДУДОЧКА)
– Не пили, медведь, веточку! Гнездышко моё разоришь и сам упадешь! – прощебетала она тоненьким голоском.
– Без тебя обойдусь!- прорычал медведь в ответ. А сам дальше пилит.
(ПРОВЕСТИ ДЕРЕВЯННОЙ ПАЛОЧКОЙ ПО РУБЕЛЮ)
Скакала по веткам белочка:
(КОЛОКОЛЬЧИК)
– Перестань, медведь, пилить! Всех бельчат разбудишь и сам упадешь!
– Скачи своей дорогой, – буркнул медведь. А сам дальше пилит.
Пробегал мимо олень:
(ТРЕЩЕТКА)
– Не пили, медведь, сук! Нас без свежих листьев оставишь и сам упадёшь!
Не слушает медведь никого, знай себе пилит.
(ПРОВЕСТИ ДЕРЕВЯННОЙ ПАЛОЧКОЙ ПО РУБЕЛЮ)
Выбрались из нор маленькие зверьки: мышки, ёжики, кроты. Смотрят, а медведь все пилит. Тут мимо ворона пролетала и каркнула:
(ГОЛОС)
– Ой, упал медведь!
(СМЯТЬ ПЛАСТИКОВЫЙ СТАКАНЧИК)
Сук обломился, и медведь упал с дерева.
(БАРАБАН)
Все бока отшиб. Заплакал, застонал.
(ГОЛОС)
– Простите меня, друзья, всех обидел и сам пострадал.
Пожалели звери незадачливого медведя. Помогли ему подняться и впредь наказали:
– Никогда не пили сук, на котором сидишь!