Сказка-шумелка как разновидность шумового оркестра

Сухина Л.Ю., музыкальный  руководитель ГБДОУ № 26

Играть на детских музыкальных и шумовых инструментах могут все дети без исключения. В процессе творчества они осознают, что с помощью каждого инструмента (даже не имеющего звукоряда) можно передать определённые настроения, создать игровые образы с помощью ритма, тембра.  Было бы желание!

Одной из самых увлекательных форм музыкально-ритмических игр для ребенка является рассказывание сказок-шумелок.

Сказка-шумелка – это повествование сказки с использованием музыкальных и шумовых инструментов и звукоподражания. В такой сказке текст составляется так, что после одной-двух фраз ребёнку дается возможность что-либо изобразить шумом.

Сказка с шумовым оформлением является весёлым и эффективным упражнением для слухового восприятия, развития мелкой моторики, слуховой памяти и творческой фантазии у дошкольников. Ребёнок реализует свои образные представления в шумах, звуках, что всегда сопровождается положительными эмоциями, способствует созданию эмоционального благополучия.

С помощью сказок-шумелок осуществляется комплексное развитие ребёнка:

  1. Ребёнок реализует свои представления в шумах, звуках, ритмах в игровом сказочном оформлении.
  2. Звукоподражание на различных шумовыхи детских инструментах способствует развитию творческой фантазии.
  3. Дети знакомятся с музыкальными инструментами, овладевают различными приёмами звукоизвлечения; шумовая сказка открывает для детей окружающий мир звуков. Все вокруг звучит!
  4. Совместное музицирование и игровая деятельность взрослого (например, родителя)и ребенка формирует навыки общения.
  5. Развивается слуховая память детей, они различают даже небольшие оттенки звучания: громкость, продолжительность, высоту, тембр, акцент и ритм.
  6. Формируются навыки сотрудничества и сотворчества, воспитывается выдержка и внимание, желание быть лучше, не подвести коллектив.
  7. Происходит накопление социальных навыков, культуры поведения.
  8. Через сказочные образы прививается любовь к природе, интерес к явлениям природы, ко всему окружающему.

 Алгоритм работы со сказкой

  1. Знакомство со сказкой: чтение или просмотр мультфильма.
  2. Выбор музыкальных и шумовых инструментов для озвучивания.
  3. Выделение в тексте пауз для звукоподражания и музицирования.
  4. Распределение музыкальных инструментов по очередности.
  5. Озвучивание сказки.

Предварительная работа

Особое внимание я уделяю подбору сказки, доступной по содержанию и восприятию, соответствующей возрасту. Материал должен дать детям возможность проявить свободу самовыражения, эмоциональность и артистизм.

Затем проводим совместный анализ прослушивания сказки и подбираем шумовые и музыкальные  инструменты, способные наиболее точно передать художественные образы, задействованные в сказке. При этом часто возникает необходимость пополнить предметно-развивающую среду — изготовить дополнительные шумовые инструменты, для чего привлекаются воспитатели и родители. Например,  изготовление маракасов из пластиковых бутылочек, баночек из-под витаминов; самодельный барабан из ведерка. Любой показ проходит под оформление спокойной, мажорной музыкальной темы.

Я рассказываю детям сказку максимально выразительно, используя жесты, мимику, выдерживая смысловые паузы. Сопровождение музыкальными инструментами делает сказку более интересной и яркой. Первый раз можно рассказать сказку, используя художественные иллюстрации, куклы, маски, отдельные атрибуты. Старшим детям можно предложить изобразить сюжет пошагово, используя какие-то элементы костюмов. Обсуждаем с детьми, нужно ли музыкантам использовать мимику. И только затем иллюстрируем сказку музыкальными и шумовыми инструментами. Жестами можно подсказать ребёнку вступление и громкость игры. Иногда своевременно возникает творческая инициатива детей вдруг вступить со своей партией незапланированно или прийти на помощь зазевавшему соседу-музыканту,  и это  обязательно нужно использовать.

В процессе занятий многократно убеждаешься, что использование музыкальных и шумовых инструментов помогает  понять,  откуда и как рождаются звуки, будит творческое начало в детях. Знакомясь с детскими музыкальными инструментами, малыши развивают тембровый и ритмический слух. А совместное сотрудничество вместе со взрослыми создаёт радостное настроение.

Что же такое шумовые инструменты?

В отличие от музыкальных звуков шум не имеет точно определенной высоты. К шумовым звукам относятся треск, дребезжание, скрип, шелест и т. д. К шумовым оркестровым инструментам относятся ударные инструменты с неопределенной высотой звука:

  • барабаны;
  • тарелки;
  • бубен;
  • треугольник;
  • кастаньеты и т. д.

Некоторые шумовые музыкальные инструменты можно сделать своими руками. Именно они вызывают особый интерес к музыке и желание музицировать  (пластиковые банки с рисом, гречкой, ложки, крышки от кастрюль, всевозможные трещотки, расчески, целлофан).

Рекомендации по подготовке и проведению шумовой сказки:

  • Сказка или история должны быть выучены так, чтобы можно было рассказывать наизусть. Можно записать на диктофон и включать аудиотрек.
  • Не следует перегружать рассказ звуковыми эффектами, на первом месте должна оставаться всё же сама история, а не игра на инструментах.
  • Благодаря использованию инструментов история должна стать более интересной и яркой.
  • Проверьте звучание ударных инструментов, найдите необходимый звуковой эффект.
  • Если в детском учреждении или дома нет необходимых музыкальных инструментов, подберите для игры подходящие по звучанию предметы.
  • Перед занятием раздайте инструменты с учётом возможностей малышей, можно также предложить детям выбрать инструмент и дать время проверить звучание.
  • Обеспечьте благоприятную, спокойную обстановку для проведения занятия, такую, чтобы и ваш рассказ, и шумовое оформление произвели впечатление на детей.
  • Во время исполнения используйте жесты и мимику, говорите медленно и выразительно, выдерживайте паузы.
  • Во время рассказа чаще смотрите детям в глаза.
  • Игра на инструменте должна звучать в паузах, иллюстрируя текст.
  • Инструмент берите в руки только для игры и затем откладывайте.
  • Инструмент должен отзвучать прежде, чем вы продолжите рассказ.
  • Побуждайте детей к игре на инструментах. Вступление можно подсказывать взглядом, жестом или заранее условленным сигналом.
  • Мимикой и жестами можно подсказывать детям громкость и скорость игры. Лучше не прерывать без особой необходимости игру ребёнка.
  • Взрослый должен подготовить указания для игры на инструментах заранее, но в то же время быть готовым поддержать незапланированное вступление ребёнка, его творческую инициативу, идеи детей.
  • Следует тщательно продумывать окончания историй. Стремиться к тому, чтобы они были яркими, оригинальными. Если возможно, надо дать детям закончить историю по своему усмотрению с соответствующим звуковым оформлением.
  • Дети должны постепенно запомнить названия инструментов, узнавать их по слуху, а с 4-х лет с помощью взрослого научиться сравнивать и характеризовать звучание знакомых инструментов.
  • Учите детей бережному обращению с инструментами. После занятий положите вместе с детьми инструменты на место.

Предлагаю вашему вниманию несколько шумовых сказок, которые вы можете использовать на занятиях и в повседневной жизни детей для развития музыкальных и творческих способностей  детей.

МЫШИНАЯ ИСТОРИЯ

Осенью мышки весь день бегали туда и сюда, собирая запас на зиму.

(СТУЧИМ ПАЛЬЧИКАМИ ПО БАРАБАНУ ИЛИ КОРОБКЕ)

И вот, наконец, с неба стали падать красивые белые снежинки.

(УДАРЯЕМ ПАЛОЧКОЙ ПО МЕТАЛЛОФОНУ ИЛИ БОКАЛАМ)

Они покрыли замёрзшую землю пушистым белым одеялом, и вскоре на этом снегу появились маленькие следы мышиных лапок.

(УДАРЯЕМ ПО ТРЕУГОЛЬНИКУ ИЛИ ПОДВЕШЕННОЙ ЛОЖКЕ)

Мыши попрятались в свои норки, где у них было очень много еды.

Они грызли орешки.

(ИСПОЛЬЗУЕМ ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ)

Грызли зёрнышки.

(ПРОВОДИМ ПАЛОЧКОЙ ПО РУБЕЛЮ ИЛИ ДЕРЕВЯННОЙ РАСЧЁСКЕ)

И устраивали себе из соломы тёплые гнёздышки.

(ШУРШИМ ПАКЕТОМ ИЛИ БУМАГОЙ)

Особенно они любили лакомиться сладкими корешками.

(ПРОВОДИМ ПАЛОЧКОЙ ПО РУБЕЛЮ ИЛИ ГОФРИРОВАННОМУ КАРТОНУ)

А снаружи на землю каждый день падал снег и шумел ветер.

(ДУЕМ В БУТЫЛКУ)

Но мышкам было очень хорошо под снегом в тёплых норках.

(УДАРЯЕМ ПАЛОЧКОЙ ПО МЕТАЛЛОФОНУ ИЛИ БОКАЛАМ)

ЗАЯЦ В ЛЕСУ

Жил-был заяц-трусишка. И всего этот заяц боялся.

Вышел однажды он из дома. Не успел и трёх шагов сделать, а ёжик вдруг как зашуршит в кустах!

(ШУРШИМ БУМАГОЙ ИЛИ ПАКЕТОМ)

Испугался заяц и бежать.

(СТУЧИМ ПО БАРАБАНУ ИЛИ ИСПОЛЬЗУЕМ ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ (быстро)

Бежал, бежал, присел на пенёк отдохнуть, а дятел на сосне как застучит!

(СТУЧИМ ПАЛОЧКОЙ ПО ДЕРЕВЯШКЕ)

Бросился заяц дальше бежать.

(СТУЧИМ ПО БАРАБАНУ ИЛИ ИСПОЛЬЗУЕМ ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ (быстро)

Бежал, бежал, забежал в самую чащу, а там сова крыльями как захлопает.

(НАТЯГИВАЕМ РУКАМИ ТКАНЬ)

Побежал заяц из леса к речке.

(СТУЧИМ ПО БАРАБАНУ ИЛИ ИСПОЛЬЗУЕМ ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ (быстро)

А на берегу лягушки сидели.

Увидели они зайца  и прыгнули в воду.

(ПРОВОДИМ ПАЛОЧКОЙ ПО КСИЛОФОНУ ИЛИ ШЛЁПАЕМ ЛАДОНЯМИ ПО НОГАМ)

Тут заяц остановился и говорит:

– А ведь есть звери, что меня, зайца, боятся!

Сказал  и смело поскакал обратно в лес.

(СТУЧИМ ПО БАРАБАНУ ИЛИ ИСПОЛЬЗУЕМ ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ (медленно)

КАК МЕДВЕДЬ СУК ПИЛИЛ

Шел однажды медведь по лесу.

(БАРАБАН)

Захотелось ему медку поесть. Вдруг видит он улей, а пчелы в нем так и жужжат.

(РАСЧЕСКА)

Знал медведь, что связываться с пчелами опасно. Но уж больно ему медку хотелось. «Авось не покусают», – подумал медведь и залез в улей. Тут пчелы накинулись на него и стали жалить.

(РАСЧЕСКА)

Завыл медведь, застонал.

(ГОЛОС)

Еле ноги унес. Бежит по лесу, а сам пчелам грозит:

(БАРАБАН)

– Вот уж я вас! Спилю сейчас сук побольше и всех вас разнесу!

Вскарабкался он на дерево. Сел на самый толстый сук

(БАРАБАН)

и начал его пилить.

(ПРОВЕСТИ ДЕРЕВЯННОЙ ПАЛОЧКОЙ ПО РУБЕЛЮ)

Летела мимо птичка-синичка:

(ДУДОЧКА)

– Не пили, медведь, веточку! Гнездышко моё разоришь и сам упадешь! – прощебетала она тоненьким голоском.

– Без тебя обойдусь!- прорычал медведь в ответ. А сам дальше пилит.

(ПРОВЕСТИ ДЕРЕВЯННОЙ ПАЛОЧКОЙ ПО РУБЕЛЮ)

Скакала по веткам белочка:

(КОЛОКОЛЬЧИК)

– Перестань, медведь, пилить! Всех бельчат разбудишь и сам упадешь!

– Скачи своей дорогой, – буркнул медведь. А сам дальше пилит.

Пробегал мимо олень:

(ТРЕЩЕТКА)

– Не пили, медведь, сук! Нас без свежих листьев оставишь и сам упадёшь!

Не слушает медведь никого, знай себе пилит.

(ПРОВЕСТИ ДЕРЕВЯННОЙ ПАЛОЧКОЙ ПО РУБЕЛЮ)

Выбрались из нор маленькие зверьки: мышки, ёжики, кроты. Смотрят, а медведь все пилит.  Тут мимо ворона пролетала и каркнула:

(ГОЛОС)

– Ой, упал медведь!

(СМЯТЬ ПЛАСТИКОВЫЙ СТАКАНЧИК)

Сук обломился,  и медведь упал с дерева.

(БАРАБАН)

Все бока отшиб. Заплакал, застонал.

(ГОЛОС)

– Простите меня, друзья, всех обидел и сам пострадал.

Пожалели звери незадачливого медведя. Помогли ему подняться   и  впредь наказали:

– Никогда не пили сук, на котором сидишь!