Варламова В.А., воспитатель ГБДОУ детский сад № 43
Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…
В.А. Сухомлинский
В современном обществе под действием постоянного прогресса ребенок часто сталкивается с рядом трудностей. Одной из таких трудностей является несформированность мелкой моторики рук, что в дальнейшем отрицательно сказывается на ранних стадиях обучения в школе. Мелкая моторика очень важна для развития ребёнка. Нервные окончания, расположенные на кончиках пальчиков малыша, помогают передавать множество сигналов головному мозгу, поэтому влияние мелкой моторики на развитие ребенка в целом очевидно. Мелкая моторика представляет собой выполнение точных мелких движений при помощи пальцев рук, кистей.
Развитию мелкой моторики способствуют:
- массаж кистей и пальцев рук, пальчиковая гимнастика и игры со стихами и потешками;
- пальчиковые игры, в которых проводится массаж пальцев и ладошки;
- настольные игры с мелкими предметами, которые необходимо брать в руку и раскладывать в определенной последовательности;
- игры с сыпучими предметами (песок, крупы, мелкие камешки), которые надо пересыпать из одной емкости в другую, спрятать что-либо в одной из емкостей и на ощупь отыскивать;
- рисование карандашом, фломастером, палочкой на песке, песком, закрашивание контуров;
- лепка из пластилина, теста, глины;
- застегивание и расстегивание пуговиц, выкладывание из пуговиц различных узоров, шнуровка, нанизывание бусин и т. д.
В своей педагогической работе я использую следующие игры для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста:
- нанизывание на шнуровки (для игры используется материал совершенно разный: крупные бусины, мелкие геометрические фигурки, набор овощей, фруктов и животных с отверстиями);
- пазлы разной формы (из различного материала, мягкие и жесткие);
- раскручивание и закручивание крышек разного размера и диаметра (чтоб было интереснее – прячу внутрь банки, мелкие игрушки);
- многофункциональные застежки (пуговицы, кнопки, шнурочки, липучка, петельки);
- чудесный мешочек (на ощупь определяем спрятанную в мешочке игрушку и называем ее);
- дидактическая юбка (четыре цвета: красный, желтый, синий и зелёный);
- сухой бассейн (используется пластиковый контейнер, наполненный горохом, отыскиваем спрятанную фигурку и на ощупь определяем, что спрятано);
- рисование на манке (насыпаем на поднос манку и пальчиками рук проводим по крупе, начиная с простых фигур: линий, прямоугольника, круга, постепенно усложняя задание).
Данные виды деятельности очень мобильны, в них легко вносить дополнения и изменения. Руки — инструмент тонкий, и “настраиваются” они в течение долгого времени. Поэтому и игрушек для развития моторики потребуется много.
Важной задачей педагога дошкольных учреждений является вовлечение родителей в активную работу с детьми, которые помогают превратить «работу» в интересную и увлекательную игру. Родители моей группы принимают активное участие в изготовлении различных пособий и поделок. Например, на мастер-классах мы делаем волчки из пластиковых бутылок, а дети украшают их, приклеивали стразы, или лепим из солёного теста бусины (разного размера и цветов) и геометрические фигуры. Так мы пополняем развивающую среду и дидактические игры. Мамы связали кукол для пальчикового театра. Теперь мы ставим «Репку» и «Теремок». Также вместе с детьми мы сочиняем свои сказки.
Как показывает практика, пособия, изготовленные своими руками, детям нравятся больше, и они с удовольствием выполняют предложенные задания.
Благодаря взаимодействию с родителями в группе появились книжки-малышки «Наши пальчиковые сказки». В этих книжках сказки и стихи, которые сочинили родители вместе с детьми, и фотографии пальчиковых движений. Ещё мы обогатились фотокартотекой пальчиковой гимнастики. В планах продолжить пополнять картотеку по лексическим темам.
Важным средством для развития мелкой моторики и речи ребенка являются пальчиковые игры и упражнения. Разучивание стихотворных текстов с использованием пальчиковой гимнастики стимулирует развитие речи, внимания, воображения, мышления, творческой активности. Пальчиковые игры – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Сюжеты очень эмоциональные и простые, что важно в работе с дошкольниками. Такие игры можно проводить в детском саду и в семье. Также мы их используем в различных режимных моментах: в непосредственной образовательной деятельности, после дневного сна, на прогулке, в игровой деятельности, в самостоятельных играх детей, на музыкальном занятии. Они отражают объективную реальность окружающего мира: предметов, животных, людей, их деятельность, а также процессы, происходящие в природе.
Рекомендуется использовать упражнения, в которых тренируется каждый палец отдельно (ведь в коре головного мозга имеется отдельная область проекции для каждого пальца), необходимы движения и для напряжения, и для расслабления, и растяжки. Перед началом упражнений необходимо разогреть ладошки, активно растирая их одна о другую. Имейте в виду, что с первого раза ребенок может не запомнить все движения или слова игры, всё получится постепенно. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. В общем, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит.
Могу с уверенностью заявить, что:
- плохо говорящие детки стали больше и лучше говорить;
- дети правильно держат ложки, кисточки и карандаши;
- дети стали более внимательными и усидчивыми, с большим удовольствием лепят, рисуют и участвуют в образовательном процессе.