Луцьо Н.А., педагог ОДОД ГБОУ школы № 297
Духовное возрождение общества и духовное развитие человека – понятия неразделимые. Именно эти задачи решает отделение дополнительного образования ГБОУ школы № 297 через организацию работы музыкальных творческих объединений и ансамблей. Работая в отделении дополнительного образования, я ставлю своей целью помочь каждому обучающемуся раскрыть свой творческий потенциал, обрести стержень, внутреннюю силу. Я стараюсь обратиться к его внутреннему миру. И в этом мой помощник – чудесная флейта. Именно ее я активно использую в обучении детей в музыкальных творческих объединениях школы.
Я держу в своих руках музыкальный инструмент – блокфлейту. Без нее я не представляю свою жизнь. Чудо-флейта, «волшебная флейта»… так назвал ее Вольфганг Амадей Моцарт. И сегодня я хочу поделиться своими мыслями о пользе игры на этом прекрасном музыкальном инструменте для каждого ребенка.
Флейта считается одним из самых древних инструментов. Встречается она практически на всех континентах: в Китае, Европе, странах Ближнего Востока. При раскопках археологи находят прародителей современной флейты, возраст которых насчитывает несколько тысяч лет. Это всевозможные дудочки, свистульки, свирели – все они назывались «флейтами».
Блокфлейта – один из простейших инструментов, очень лёгкий по весу и занимает мало места. Её можно брать с собой всюду. К тому же блокфлейта достаточно дешёвый и доступный инструмент, простой в освоении для каждого независимо от способностей.
А главное то, что блокфлейта даёт не только музыкальное развитие. Обучение игре на блокфлейте отлично развивает память и внимание, что так необходимо современным учащимся.
Именно во время игры на флейте у человека активно работает две системы организма: дыхательная и центральная нервная система.
Так что же конкретно дает учащемуся игра на блокфлейте?
- Развитие мелкой моторики. Процесс закрывания и открывания дырочек пальцами называется мелкой моторикой, а она является основным механизмом развития головного мозга ребёнка. Блокфлейта развивает мелкую моторику пальцев. Это улучшает работу мозга, память и внимание. Улучшает каллиграфию учащихся.
- Общая оздоровительная функция. Во время игры на флейте мелкая моторика сочетается с определённым ритмом дыхания. Дыхание это глубокое, с определёнными интервалами и небольшой его задержкой. Техника, способ дыхания для всех духовых инструментов называется диафрагмальным дыханием. Подобные дыхательные техники очень часто используют для лечения заболеваний лёгких и в профилактике простудных заболеваний.
- Правильная осанка. Формирование правильной осанки за счет точного исполнения правил в положении держания и игры на блокфлейте.
- Развитие ума и креативности. Игра по нотам – сложный процесс, который давно приравнивается к изучению иностранного языка. Для того чтобы играть на блокфлейте по нотам, нужно одновременно читать ноты, использовать правильные сочетания пальцев, правильно дышать, держать ритм, слушать себя и других музыкантов. Понятно, что выполнение нескольких действий одновременно развивает мозг и делает его более креативным. Именно поэтому музыканты мыслят более тонко и логично, чем люди многих других профессий.
- Социализация. Блокфлейта даёт чувство уверенности в своих силах, столь необходимые каждому обучающемуся. Игра в ансамбле – это приобретение друзей, выработка терпения и уважения к другим.
- Память. Занятия на блокфлейте улучшают слуховую, зрительную память, что позитивно влияет на грамотность, речь, словарный запас.
- Логопедия. Игра на блокфлейте прекрасно развивает артикуляцию, мышцы лица, языка и гортани, что способствует устранению логопедических затруднений.
- Музыкотерапия. Игра на блокфлейте является великолепным средством снять напряжение после трудного учебного дня.
- Развитие голоса. Специфика игры на блокфлейте формирует правильное вокальное дыхание, благодаря которому окрас голоса становится красивым, а сам голос зычным. Развивается не только музыкальный слух, но и вокальная координация. Все, занимающиеся на блокфлейте, хорошо поют, без труда используя высокие ноты.
Для меня, как для певицы академического вокала и педагога дополнительного образования, этот пункт является наиважнейшим, так как поддержание голоса в постоянной форме, несмотря на состояние здоровья и разные сложные житейские обстоятельства, является профессиональной и жизненной задачей.
Был период в моей жизни, когда у меня начались проблемы с голосом. Благодаря освоению игры на блокфлейте вернулась моя вокально-профессиональная форма и голос стал ещё лучше.
Из педагогической деятельности вспоминаю одного мальчика, у которого был сорван голос. Он говорил только шёпотом, но через полгода занятий на блокфлейте ребёнок стал нормально звонко разговаривать, да ещё и запел.
Обучающиеся моего творческого объединения не один раз побеждали или занимали призовые места в районных и городских конкурсах в инструментальных номинациях.
В этом году мы впервые решили поучаствовать в дистанционном конкурсе. Рискнули, отправили запись вокально-инструментального номера. Подготовленный моей ученицей Гулимовой Дарьей вокально-инструментальный номер занял третье место в IV городском вокальном конкурсе-фестивале «Мелодии Павловска» в номинации «Академический вокал».
Оценив свой и чужой опыт, обобщив знания о блокфлейте, я намерена в дальнейшей своей музыкально-педагогической деятельности обязательно использовать этот чудо – инструмент при подготовке юных певцов.
Маленький, простой музыкальный инструмент, а какая огромная польза!