Ксенофонтова В.И., учитель биологии ГБОУ школа № 695 «Радуга», педагог дополнительного образования ГБУ Дворец творчества Пушкинского района
Черкасова Л.А., учитель географии ГБОУ школа № 695 «Радуга»
Организация учебно-исследовательской работы предполагает развитие исследовательских способностей школьника: умение видеть проблему; умение вырабатывать гипотезу; умение наблюдать; умение проводить эксперимент; умение давать определение понятиям и т.д. Уровень, форму, время исследования учитель определяет в зависимости от возраста учащихся и конкретных задач. Организуя проектную деятельность, педагог должен представлять цели, задачи, принципы, структуру работы для того, чтобы сохранить заинтересованность ребенка в создании проекта.
При массовом выборе тем проектов учащимися 6-9 классов организация проектной деятельности в школе имеет ряд объективных трудностей. Для учителя это прежде всего необходимость руководства большим количеством индивидуальных проектов, по которым требуется предварительная подготовка. Для учащихся, перегруженным другими предметами, основная трудность состоит в том, что занимаясь системной и кропотливой работой над своим проектом, ребёнок порой не представляет конечного результата работы.
Отметим, что проектная деятельность в школе часто ведется по отдельным направлениям, не связанным единой целью. Темы учебных проектов чаще всего предлагает учитель, бывает, что тему выбирает сам ученик, не понимая в полной мере ее актуальности. В связи с этим результаты проектной деятельности зачастую разрозненны и не имеют практической ценности.
Для успешной организации исследовательской деятельности учащихся требуется внедрение технологий исследовательской деятельности, которые предусматривают: нормы организации учебно-исследовательской деятельности; систему взаимного дополнения программ урочной и внеурочной деятельности, а также дополнительного образования; пропаганду важности этой образовательной технологии; необходимую материально-техническую и информационную базу.
При выполнении школьных проектов важно поддерживать мотивацию у детей. Мотивация увеличивает усилия и настойчивость в выполнении задач, способствует инициативности, улучшает когнитивные способности ребенка. У детей может проявляться внешняя или внутренняя мотивация. Внешняя мотивация характерна чаще всего для младших школьников, когда ребенок хочет выполнить проект под воздействием внешних факторов, таких как получение награды, похвала педагога, признание одноклассников. Внутренняя мотивация проявляется у детей старшего возраста, которые больше заинтересованы в выполнении задач, содержащих проблему, требующую решения, чем в получении какого-либо стимула или вознаграждения. Внутренне мотивированные дети используют такие навыки, как объяснение, поиск связей с ранее полученными знаниями. Они избегают запоминания путем заучивания и демонстрируют более заметный прогресс в области усвоения нового материала в отличие от тех, кто не проявлял внутреннюю мотивацию.
Уровень мотивации зависит от следующих факторов организации учебно-исследовательской работы:
- Чем дольше мы откладываем начало выполнения работы с ребенком, тем меньше будет мотивация для выполнения проекта.
- Чем больше физических и когнитивных ресурсов было задействовано для выполнения проекта, тем выше будет уровень мотивации.
- Уровень мотивации прямо пропорционален затраченному времени от начала до окончания выполнения задачи. Чем раньше ребенок перестает выполнять проект или делает его некачественно, тем ниже будет его мотивация.
На мотивацию школьников при выполнении учебного проекта влияет отношение педагога к проекту. Педагогу необходимо демонстрировать позитивное отношение. Проявляйте к ребенку внимание, покажите, что вам не безразличен как ученик, так и сам процесс выполнения проекта. Часто взаимодействие между учителем и учеником является более важным для процесса выполнения проекта, чем собственно исследование. Созданная учителем позитивная атмосфера повышает мотивацию ребенка к выполнению проекта. Важнее оценить приложенные ребенком усилия при выполнении проекта, чем конечный продукт. Если ребенок чувствует, что исследование принесет пользу, то он будет больше мотивирован на выполнение проекта. Поэтому очень важно подчеркивать практическое значение нового материала для учащихся.
При выполнении проекта для ребенка важны стимулы: похвала, слова ободрения, благодарность, награды. Использование современных образовательных технологий (видео, презентации, мультфильмы) повышает мотивацию школьников при выполнении проекта. Нельзя недооценивать детей, это разрушает их мотивацию, заставляет почувствовать, что они ни на что не способны. Избегайте негативных оценок и установок. Научите их понимать, что не все получается с первого раза, успех и умение приходит с практикой. Помогите детям преодолеть тревожность и неудачи. Объясните ученикам, почему получаемые ими знания и умения могут быть полезны. Возможно, они лучше будут понимать окружающий мир. Знания, полученные в ходе работы над проектом, ребята смогут применить в повседневной жизни, они пригодятся им, когда они поступят в колледж, техникум, университет.