Особенности обучения прыжкам в длину и в высоту в IV-V классах

                               Садовский Ю. В., учитель физической культуры ГБОУ школы № 93

Обучение прыжкам в длину и в высоту предусмотрено школьной учебной программой в разделе «Легкая атлетика». В первой четверти учебного года четвероклассники, как правило, на 7-ом и 8-ом  уроке этого раздела знакомятся с прыжком в длину способом «согнув ноги». В четвертой четверти 97-ой и 98-ой уроки вновь отведены на освоение данного вида прыжка. Таким образом, через довольно короткий промежуток времени обучающиеся должны уметь правильно выполнять движения в прыжках, правильно приземляться в прыжковую яму с песком. Навыки, приобретенные в процессе занятий прыжками, относятся к числу жизненно необходимых. Внешне выполнение легкоатлетических прыжков отличается простотой и естественностью. Однако за кажущейся простотой скрываются большие усилия, проявляемые прыгуном в минимальный отрезок времени.

Пятиклассники  в начале учебного года с 6-го по 9-ый  урок  будут вспоминать технику прыжка, совершенствоваться в выполнении отталкивания, овладевать эффективными движениями в фазе полета, а уже весной для них из десяти  уроков,  отведенных на раздел «Легкая атлетика», запланированы три  часа на освоение техники прыжка в высоту способом «перешагивание». Лето они встретят, умея  прыгать в высоту с разбега.

Прыжки способом «согнув ноги»

Длина разбега в прыжках в длину составляет 15 – 20 м (у девочек на 2 – 3 м меньше). Уровень развития скоростно-силовых качеств в этом возрасте позволяет эффективно выполнить отталкивание при данном разбеге, что сказывается на увеличении дальности прыжка. Повышению результатов в прыжке способствует также правильное выполнение группировки в полете и приземления.

Прыгун после вылета в шаге сгибает в коленном суставе толчковую ногу, подтягивает ее к маховой  и обе ноги приближает коленями к груди, туловище следует немного наклонить вперед. Руки при этом опускают вниз. Непосредственно перед приземлением обучающийся должен выпрямить ноги в коленях. Руки, совершающие компенсаторные движения, отводят вниз – назад. После касания пятками песка в прыжковой яме ноги сгибают в коленных суставах, тем самым смягчая приземление. Глубоко приседая и перемещая таз вперед, обучающийся завершает проход всего тела через опору.

Приступать к обучению группировке (подтягивание находящейся сзади ноги к расположенной впереди и приближение обеих ног к груди) и разгибанию ног в полете (перед приземлением) можно только в том случае, если занимающиеся овладели вылетом в шаге.

Ранняя группировка, чрезмерный наклон туловища  при приземлении приводят к увеличению момента вращения вперед и потере равновесия.

Стремление далеко вынести вперед ноги, сопровождаемое компенсаторным движением плечами и руками назад может привести при приземлении к падению назад.

Обучающиеся должны знать, что:

  1. Ранняя группировка в фазе полета приведет к потере устойчивости, а при плохо освоенном вылете в шаге снизится отталкивание.
  2. В момент приземления в прыжках после касания поверхности песка вынесенными вперед и несколько согнутыми ногами следует глубокое приседание с энергичным движением рук вперед, тело обучающегося пройдет вперед за линию приземления.

Нижеприведенные упражнения помогут овладеть техникой прыжка в длину:

  1. Подскоки на правой и левой ноге в приседе с одновременным выпрямлением ноги вперед при смене положения. Ступни ног «взять на себя».
  2. Толчком обеих ног прыжки в длину с места на сложенные друг на друга гимнастические маты (высота 40-50 см). После отталкивания выполнить группировку (несколько наклонив плечи) и, выпрямляя ноги, приземлиться в положение седа на ягодицы.
  3. Прыжки в длину в шаге с 4 – 6 шагов разбега на сложенные друг на друга гимнастические маты (высота 60-70 см) с выбрасыванием ног вперед и приземлением в положение седа на ягодицы.
  4. Прыжки в длину в шаге с 4 – 6 шагов разбега. В середине полета выполнить группировку, вынося толчковую ногу вперед к маховой и принимая положение перед приземлением (туловище немного наклонено вперед, ноги слегка согнуты в коленях, руки опущены), а далее приземлиться и выйти вперед, сгибая ноги и поднимая руки вперед.
  5. Прыжки в длину с места (в яму с песком). После отталкивания выполнить группировку и, выпрямляя ноги вперед, приземлиться. После касания пятками поверхности песка ноги согнуть, стремясь пронести таз вперед за линию касания песка ногами.
  6. Прыжки на месте вверх, отталкиваясь обеими ногами, с выполнением группировки (подтянуть согнутые ноги коленями к груди).
  7. Прыжки в длину с 4 – 6 шагов разбега, приземляясь за бумажную ленту, положенную на предлагаемом месте касания пятками поверхности песка.
  8. Прыжки в длину с 6 – 8 шагов разбега через натянутую резиновую ленту, установленную на высоте до 50 см.
  9. Прыжки в длину с 10 – 12 шагов разбега на результат.

Методические указания к обучению

Новым для пятиклассников будет способ перехода через планку и необычный для них разбег, направление которого по отношению к планке изменено. До этого прыжки в высоту они выполняли, разбегаясь перпендикулярно к планке. Чтобы научить их разбегу под нужным углом к планке, можно использовать разметку направления разбега, мест отталкивания и приземления. Это  дает возможность обучающимся правильно ориентироваться не только в направлении самого разбега, но и в выполнении маховых движений – маха свободной ногой и руками как ведущего элемента в отталкивании.   

Прыжок в высоту способом «перешагивание» обучающиеся 10-11-летнего возраста обычно выполняют с 5-7-и  беговых шагов разбега.  Педагогу с первых же прыжков следует добиваться, чтобы обучающиеся выполняли мах свободной ногой в направлении разбега. Разбег прямолинейный, под углом 30-40° к планке со стороны маховой ноги. Осуществлять его надо уверенно, с чувством упругости в ногах. Техника бегового шага такая же, как в беге по прямой на короткие дистанции, но скорость развивается не максимальная, а позволяющая выполнить эффективное отталкивание. При выполнении последнего шага туловище обучающегося за счет активного разгибания маховой ноги принимает вертикальное положение или делает  небольшой  наклон назад. Естественным, близким к беговому  движением толчковая нога ставится на отталкивание с пятки с последующим перекатом на носок. Чем меньше будет акцентироваться постановка толчковой ноги с пятки, тем легче увеличить быстроту толчка.

Положение плечевого пояса, таза, а также давление толчковой ноги передней частью стопы в опору создают условия для изменения направления движения главным образом вверх и несколько вперед. Место отталкивания находится на расстоянии 2-2,5 ступней от планки. После постановки ноги на опору тело обучающегося активно продвигается вперед на толчковую ногу. Ведущую роль в координации движений при отталкивании играют маховые движения свободной ногой и руками. Чем с большим ускорением они выполняются, тем мощнее будет отталкивание. Осуществляются маховые движения несколько согнутой ногой и двумя руками в направлении отталкивания или как в беге с перекрестной работой рук.

Под воздействием маховых движений и массы движущегося вперед тела толчковая нога испытывает большую нагрузку и сгибается в коленном суставе. Амортизационное сгибание опорной ноги  доходит до 140-160°. Происходит быстрое развитие внутримышечного напряжения и быстрая смена уступающего режима работы мышц на преодолевающей, после чего начинается завершающая часть отталкивания – выпрямление ноги.

К моменту окончания отталкивания туловище обучающегося должно находиться в таком положении, при котором оси тазобедренных суставов и плеч были бы на одной перпендикулярной линии, проходящей через площадь опоры. Заканчивается отталкивание полным выпрямлением ноги (разгибанием в тазобедренном и коленном суставах) и активным подошвенным сгибанием стопы. Бедро маховой ноги, закончив взмах, достигает в этот момент горизонтального положения. Маховое движение рук заканчивается в положении локтями вперед, немного не доходя до уровня плеч.

Во время взлета (по мере подъема вдоль планки) маховая нога должна продолжать разгибаться в коленном суставе. Толчковая нога в полете несколько сгибается,  что позволяет увеличить скорость ее движения при переносе через планку. Руки после выполнения маха опускаются вперед и вниз. Туловище по мере входа на планку маховой ноги наклоняется к ней. Пройдя планку, маховая нога активно опускается вниз, толчковая поднимается вверх и переносится через планку. Чтобы облегчить перенос толчковой ноги и одноименной с ней стороны таза, обучающемуся необходимо  наклониться и повернуть к  планке плечи, т.е. воспользоваться компенсаторными движениями.

Приземление происходит на маховую ногу. На малых высотах, а также в случае приземления на жесткий грунт приземляются на маховую ногу с последующей опорой в шаге на толчковую или с выполнением шага для перехода на ходьбу или бег.

Обучающиеся нередко стараются  отталкиваться посильнее. В большинстве случаев это желание приводит к растягиванию последнего шага, постановке сильно согнутой толчковой ноги, неправильному предтолчковому положению частей тела, наклону туловища вперед. Эффективное отталкивание в результате этого невозможно. Неправильное отталкивание часто бывает и от того, что обучающиеся в момент постановки ноги на отталкивание осуществляют упор пяткой выпрямленной ноги в опору, оставляя при этом плечи далеко за проекцией оси таза. Учитывая это, при выполнении подводящих упражнений и прыжка в целом следует добиваться, чтобы обучающиеся при отталкивании быстро выполняли перекат через пятку, делали упор передней частью стопы и сохраняли правильное положение частей тела.

Большинство из них при отталкивании выполняют мах согнутой ногой. Это не следует считать ошибкой. Взмах согнутой ногой является для обучающихся этого возраста естественным, близким к беговым движениям в разбеге. Он способствует лучшему использованию скорости разбега. При этом важно учесть, что чем большей скоростью выполняется отталкивание, тем больше нужно сгибать маховую ногу. Время отталкивания находится в прямой связи с величиной амплитуды махового  движения свободной ногой. Быстрый мах согнутой ногой в сочетании с продвижением всего тела на упругую, слегка сгибающуюся ногу обеспечит рациональное использование внешних и внутренних сил в отталкивании. Величина сгибания опорной ноги во время выполнения взмаха ногой и руками зависит от подготовленности.

При обучении отталкиванию в прыжке в высоту, используя подводящие упражнения и сам прыжок, надо следить, чтобы выполнение маховых движений сочеталось с продвижением всего тела вперед на упругую поставленную толчковую ногу с сохранением правильного положения частей тела. При этом необходимо предостеречь обучающихся от движения вперед только плечами или тазом: при правильном выполнении отталкивания с одного шага приземление происходит на место толчка. С увеличением скорости разбега дальность полета возрастает. Добиваться оптимального угла вылета можно путем изменения расстояния от места отталкивания до проекции планки.

Обучающиеся должны знать, что:

  • поочередный перенос ног в прыжке способом «перешагивание»  позволяет преодолеть бóльшую высоту, чем при одновременном переносе ног в прыжке способом «согнув ноги»; переносу ног способствуют компенсаторные движения – быстрое опускание одной ноги сочетается с подъемом другой;
  • маховые движения свободной ногой и руками надо выполнять по направлению разбега, а приземление – на линии продолжения разбега;
  • быстрое выполнение маха ногой и руками повышает эффективность отталкивания, а правильное положение тела прыгуна перед отталкиванием создаст необходимые условия для изменения направления движения.

Приведу ряд примерных упражнений для ознакомления с техникой прыжка в высоту способом «перешагивание»:

  1. Поочередный перенос ног через планку (резинку) из исходного положения стоя боком к ней. Место отталкивания определяется возможностью выполнить прямолинейный мах ногой, не сбивая планку. После выполнения маха обучающийся должен сделать шаг вперед, приземляясь на эту же ногу. Постановка маховой ноги за планкой сочетается с началом поднимания вперед – вверх толчковой ноги. После переноса толчковой ноги через планку выполняется шаг этой ногой вперед. Высота планки 30 – 40 см (можно использовать планки, установленные наклонно, резиновые ленты, шнуры).
  2. Поочередный перенос ног через планку после выполнения отталкивания с ходьбы укороченными шагами. Ходьба выполняется под углом 30 – 40°. Место отталкивания (на расстоянии 1,5 – 2,0 ступни от проекции планки) обозначить. Правильным следует считать приземление на продолжении линии разбега.
  3. Аналогично второму упражнению, но выполняется с разбега укороченными частыми шагами (5 – 7 шагов).
  4. Прыжки в высоту способом «перешагивание» с 5 – 7-и шагов разбега.

Чередование их и дозировка зависят от уровня подготовленности обучающихся.            

Литература

  1. Боген М.М. Обучение двигательным действиям / М.М. Боген. – М. : Физкультура и спорт, 1985. – 193 с.
  2. Вавилова Е.Н. Учить бегать, прыгать Лазить, метать / Е.Н. Вавилова. – М. : Просвещение, 1983. – 144 с.
  3. Креер В.А. Легкоатлетические прыжки / В.А. Креер, В.Б. Попов. – М. : Физкультура и спорт, 1986. – 175 с.
  4. Лях В.И. Физическая культура. 1-4 классы: Учебник для общеобразоват. организаций / 6-е изд. — М.: Просвещение, 2019. — 176 с.
  5. Ломан В. Бег, прыжки, метания: Пер. с нем. – М. : Физкультура и спорт, 1974. 150 с.
  6. Стрижак А. П. Легкоатлетические прыжки / А. П. Стрижак и др. – Киев, 1989. – 163 с.
  7. Ворсин Е.Н. и др. Физическое воспитание в I-IV классах общеобразовательной школы: для школ, Минск, Асар, 1995. – 176 с.