Гарусина Е.И., воспитатель ГБДОУ детский сад № 42
Скокова С.Л., воспитатель ГБДОУ детский сад № 42
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду. Развитие мелкой моторики входит в систему здоровьесберегающих технологий. Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаем импульсы в речевые центры, что и активизирует речь. Для развития мелкой моторики хорошо подходит такой вид конструирования как оригами.
В своей работе с детьми старшей логопедической группы мы активно используем оригами как вовремя НОД по конструированию, ручному труду, так и в свободной деятельности.
Техника оригами – это очень интересный и важный для детей творческий процесс. Бумага является наиболее доступным и универсальным материалом для детей.
Искусство оригами привлекает своим разнообразием. С помощью оригами можно сделать как совершенно простые, так и очень сложные фигуры. Поэтому смело можно предложить это занятие ребенку 4-5 лет, его родителям и даже бабушкам и дедушкам. Для занятий понадобится всего лишь чистая бумага.
Занятия оригами дисциплинируют, воспитывают усидчивость, ответственность, аккуратность, бережное отношение к предметам и материалу; позволяют детям испытать свои возможности и проявить конструктивные, изобразительные и творческие способности.
Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, благодаря этому совершенствуется мелкая моторика рук, более точными становятся движения пальцев, происходит развитие глазомера. Тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовке кисти руки к письму и, что и не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.
Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически мыслить, у него достаточно развиты память, внимание и связная речь.
Чтобы вызвать интерес детей к старательному выполнению всех движений, мы подготовили для них коллекцию фигурок и создали альбом, который дети рассматривали перед началом работы. Альбом содержит схемы оригами, которые, по мере освоения техники складывания, дети смогли бы использовать в самостоятельной деятельности.
А начали мы свою работу шесть месяцев назад с простейшего складывания листа бумаги пополам и по диагонали. Даже эти простые действия вызывали у детей трудности – необходимость точных движений, умение соединить углы и стороны давались детям нелегко.
Начиная с первых занятий, мы обратили внимание наших воспитанников на то, что надо точно соединять стороны и углы, с усилием проглаживать сгибы, иначе бумага при дальнейшем выполнении последовательных действий не будет «слушаться». Объяснили, что существует определенная последовательность, которую необходимо соблюдать. Практически всю работу дети выполняют сами при минимальной помощи взрослого. Самое главное – это конечный результат их действий. Ребенок радуется, что сделанная собственными рукам игрушка действует.
Сделав свои первые игрушки, дети получили положительные эмоции.
Интерес детей к оригами объясняется не только волшебным превращением бумажного листа в игрушку. Полученные фигурки дети используют по прямому назначению – для игр, в том числе ролевых. При этом фигурки можно разукрасить красками или фломастерами, что само по себе является развивающим занятием.
Оригами имеет одну важную отличающуюся от других методов развития мелкой моторики особенность – это тренинг, оставляющий в результате готовый продукт в виде сложенной поделки, которая является доказательством стараний и достижений ребенка, источником его гордости, радости и представляющая для него ценность.