Галкина Е.А., воспитатель ГБДОУ детский сад № 11
Серова Т.В., воспитатель ГБДОУ детский сад № 11
В условиях современности весьма актуальными для дошкольного образования становятся вопросы повышения эффективности взаимодействия родителей и педагогов детского сада, вовлечения родительской общественности в проблемы повышения качества дошкольного образования.
В современном мире развитие коммуникационных и информационных технологий идет очень быстрыми темпами. Обучение и образование современных детей и родителей тесно связано с компьютерными технологиями, интернетом. И мы должны найти такие формы работы с семьёй, которые будут инновационными и доступными современному родителю, а также наиболее эффективными.
К поискам таких форм работы нас подтолкнула пандемия, начавшаяся весной 2020 года – условия самоизоляции изменили нашу жизнь. В сложившихся условиях деятельность педагога переформатировалась, изменив формы взаимодействия с семьями воспитанников на дистанционные, которые значительно расширяют возможности эффективного общения с родителями и оказания им помощи в вопросах развития и воспитания детей.
В связи с новыми реалиями мы искали эффективные дистанционные формы сотрудничества между семьями воспитанников и специалистами нашего детского сада. Для начала наши педагоги разработали анкету для родителей по выявлению заинтересованности в применении дистанционных форм взаимодействия в режиме онлайн. При анализе результатов опроса мы выяснили, что не все родители готовы и могут взаимодействовать через сеть интернет. Доступ к интернету есть у 83,3% опрошенных семей. 46,7% родителей посчитали возможным использование информационных компьютерных технологий в детском саду. Также родители высказали наиболее удобные средства взаимодействия. Это мессенджеры (Viber, WhatsApp), группа в Вконтакте, сайт ГБДОУ, видеоконференции на платформе Zoom.
Учитывая мнение родителей, мы разработали инновационные дистанционные формы взаимодействия с семьями воспитанников, которые позволяют решать образовательные задачи.
Проектная деятельность
Родители приняли активное участие в создании проектов «Добрые крышечки», «Огород круглый год», «Сокровища Эколят», «Лаборатория Зимушки-зимы», «Подводный мир», «Птицы – наши друзья», «Времена года», «Защита окружающей среды», «Растительный и животный мир родного края» и других. Применение этой технологии позволило активизировать деятельность родителей не только конкретно в воспитании своего ребёнка, но и привлечь их к участию работы ДОУ в целом.
Встреча с интересными людьми
Такая форма взаимодействия детского сада и семьи оказалась эффективной для формирования понятия «деятельность людей» и расширения знаний дошкольников о профессиях родителей. Изменилось и отношение родителей к жизни группы и детского сада, вырос интерес к воспитательно-образовательному процессу.
Группа в «Вконтакте», Viber, WhatsApp
В социальной сети и мессенджерах мы обмениваемся фото-, видео-, аудиоматериалами. Здесь родители могут задавать интересующие их вопросы и комментировать информацию. Педагоги знакомят родителей с планами работы, рекомендуют ссылки для самостоятельного изучения той или иной темы. Также мы даём информацию о предстоящих мероприятиях: праздниках, конкурсах, акциях и т.д.
Официальный сайт ГБДОУ
В нем отражена вся административная и правовая информация сада. Сайт содержит информацию для родителей по вопросам воспитания и образования ребенка. Обновляемая информация на сайте привлекает к саду повышенное внимание родителей, способствует созданию открытого пространства взаимодействия специалистов и родителей. Мы полагаем, что эта формы работы с родителями также помогает строить доверительные и партнерские отношения в системе «педагог-родитель», расширяет возможности семьи на получение качественного образования.
Видеоконференции на платформе Zoom
Такая форма взаимодействия с семьями воспитанников оказалась наиболее доступна. Наши мероприятия смогли посмотреть мамы и папы в онлайн-трансляции с помощью платформы Zoom. Например, родители стали зрителями спортивного развлечения «Путешествие в страну Спортландию», которое проходило осенью на спортивной площадке детского сада. Наша группа, активно участвуя в этом мероприятии, вместе с другими ребятами отправилась в путешествие по разным странам.
В таком же формате мы провели новогодний утренник «Морозко». Дети окунулись в праздничную атмосферу и с особым удовольствием пели песни, танцевали, читали стихи и играли. Но наши родители – не только зрители: мамы и папы смогли в прямом эфире принять непосредственное участие в интегрированном занятии «Весна идет! Весне дорогу!». Так мы вовлекаем родителей в жизнь детского сада.
Использование дистанционных форм взаимодействия специалистов дошкольных учреждений и семьи – одна из современных форм работы. Она доступна, удобна и способствует формированию у родителей положительной мотивации к воспитательно-образовательной работе с детьми, повышению качества воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, повышению престижа дошкольного образования в целом, успешной реализации целей и задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.