Ивкова Е.А., инструктор по ФК ГБДОУ детского сада № 43
Фитнес-технологии все больше и больше внедряются в традиционные формы физической культуры. Ничего удивительного, у фитнеса та же цель, что и у традиционной физической культуры – не за рекордами, не за победами, а для здоровья! Важно привить ребенку любовь к активному образу жизни и сформировать потребность в посильных физических упражнениях.
Прочное место в физкультурных залах дошкольных учреждений занял такой предмет фитнес-индустрии, как степ-доска. В дошкольных учреждениях используются степ-доски значительно меньшего веса и размера, что обуславливает легкость и безопасность ее использования. Преимущества ее применения в НОД по физической культуре очевидны, и мне хотелось бы подробнее об этом рассказать.
В первую очередь, степ-доска является хорошим ориентиром в пространстве, так как она устойчиво и статично располагается в определенном месте, что имеет преимущество перед традиционным обручем, который дети очень часто передвигают, поднимают, неосторожно на него наступают во время движения. А также доска возвышается над полом, что делает ее более заметной.
Степ-доска прекрасно выполняет функцию ориентира и при выполнении детьми музыкально-ритмических упражнений, позволяет формировать у детей более амплитудные движения, развивать пространственные представления.
Достаточно широко степ-доска используется при решении задач овладения детьми основными видами движения.
Ходьба и бег: перешагнуть, наступить, обогнуть как препятствие.
Равновесие: перешагивание, ходьба по доскам, выставленным в один ряд, перешагивание с доски на доску, которые расположены на определенном расстоянии.
Метание, прокатывание: разучивание правильной техники выполнения броска в цель с разворота (одна нога на степ-доске, другая на полу позволяет ребенку сделать правильный замах), использование в качестве горизонтальной цели при метании или воротиков для прокатывания мяча.
Прыжки: перепрыгивание доски, спрыгивание, запрыгивание, прыжки боком через степ-доски, выставленные в ряд, запрыгивание и спрыгивание назад спиной со степ-досок, выставленных в ряд.
Ползанье: младшая группа – прежде чем осуществлять ползанье на высоких четвереньках по скамейке, можно начинать ползти по степ-доскам, так как высота их составляет всего 10 см и они достаточно широки; в старшем дошкольном возрасте можно ползать с усилением на руки или на ноги; ползанье на четвереньках лицом вверх («паучки») может осуществляться боком; передвижение только ногами (руками) по степ-доскам, поставленным в ряд.
Новые возможности и интересные решения появляются при использовании степ-досок уже в известных всем подвижных играх. Очень часто рождается совершенно новая игра с новыми правилами, решающая новые задачи. В младшей группе степ-доски выполняют роль ориентиров: домики, гнездышки, кочки, веточки («Перелет птиц», «Лисичка и зайцы», «Воробышки и кошка», «Цапля и лягушки»). В старшем дошкольном возрасте можно уже удерживать равновесие особым способом, оговоренным водящим (игра «Равновесие»). Досками можно ограничивать поле игры и создавать «дом», «поляну» (подвижные игры «Змея в траве», «Цапля и лягушки с домом», «Воробышки-попрыгунчики», «Перебежки» и т.д.)
При всей своей функциональности степ-доски достаточно легкие и малогабаритные, дети дошкольного возраста могут безопасно для своего здоровья помогать педагогу расставлять и убирать их после использования.
Итак, мы видим, что варианты использования степ-досок в НОД по физической культуре ограничиваются только фантазией педагога. Количество игр и упражнений с этим предметом фитнес-технологии бесконечное множество, и невозможно описать все.
Я уверена, что большинство инструкторов по физической культуре в дошкольных учреждениях уже используют степ-доски, хотелось бы надеяться, что мой опыт будет полезен тем, кто еще не пришел к активному использованию этого замечательного предмета в своей работе!
Пример использования степ-досок в НОД с детьми 3-4 лет
План НОД.
Вводная часть.
Ходьба + равновесие – во время ходьбы дети перешагивают пять досок, поставленных на расстоянии 1,5 метра друг от друга, по одной стороне зала.
Бег – подвижная игра «Птички в гнездышках» – дети занимают место на степ-досках. Под музыку дети бегают врассыпную по залу, по сигналу (остановка музыки) возвращаются в «гнездышки».
Основная часть.
Музыкально-ритмическая композиция со степ-досками «Кузнечик».
Основные виды движения:
Дети берут мешочки с горохом (песком), встают за скамейки, поставленные в ряд, на расстоянии 1-1,5 метра так же в ряд выставлены степ-доски.
Дети метают мешочек на степ-доску – «Кочка с лягушкой», затем перелезают через скамейку с опорой на руки, подбирают мешочек и перелезают обратно.
Подвижная игра «Птичка и жучки». Дети свободно ползают по залу, по сигналу «Птица летит» занимают место на доске и сворачиваются в «комочек» – сед на пятках, ладони на доске, лоб касается ладоней.
Заключительная часть.
Дети, сидя на досках, выполняют пальчиковую гимнастику.