Исхаева Л.С., воспитатель ГБДОУ детского сада № 43
Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.
К. Д. Ушинский
Каждый ребенок – прирожденный изобретатель, исследователь, конструктор. Эти предпосылки, заложенные самой природой, особенно быстро реализуются в конструировании, так как ребёнок может безгранично придумывать, создавать и обыгрывать созданные конструкции, проявляя любознательность, самостоятельность, целеустремленность, смекалку и творчество.
Конструирование – это интересное и эффективное средство для развития творческих способностей детей. Термин «конструирование» (от латинского construo – строю, создаю) означает создание модели, построение, приведение в определенный порядок и взаимоотношение различных предметов, частей, элементов. Конструирование дает возможность развивать образное и пространственное мышление, познавательный интерес и целеустремленность, творческое воображение, коммуникативные способности, а также интерес к изобретательству и творчеству. Дети учатся анализировать, у них развивается речь, улучшается память, более устойчивым становится внимание, дети учатся логически мыслить.
Наблюдая за конструктивными играми детей, анализируя детские работы, я пришла к выводу: у детей моей группы недостаточно развиты умения и навыки творческого воображения, самостоятельности в выборе средств воплощения.
В моей группе накоплен разнообразный материал для конструктивной деятельности детей: комплекты деревянного строителя, различные пластмассовые конструкторы Lego, наборы металлических конструкторов, магнитные конструкторы, наборы плоского конструктора, динамические конструкторы, наборы конструкторов «ТИКО» и т. д.
Все виды конструкторов соответствуют определенным учебно-воспитательным задачам, программным требованиям к знаниям, умениям, навыкам, требованиям стандарта. Работу по развитию творческих способностей детей посредством конструирования я начала с детьми среднего возраста в продуманном порядке: от простого к сложному, чтобы все дети справлялись с поставленной задачей, и каждый ребенок получил свой результат. Это очень важно для дальнейшей мотивации детей к конструктивной деятельности.
Я поставила следующие задачи:
- создать необходимые условия для вовлечения детей в увлекательный вид конструктивной деятельности;
- развивать творческий потенциал детей средствами конструирования;
- формировать у детей знания, умения и навыки конструктивной деятельности;
- стимулировать сотворчество детей со сверстниками и взрослыми в конструктивной деятельности.
Использовала разнообразные формы организации обучения детей конструированию.
- Конструирование по образцу – когда есть готовая модель того, что нужно построить. Демонстрировала детям образец постройки, вместе с детьми рассматривали и анализировали этот образец; показывала, как правильно соединять детали. Дети воспроизводили постройку.
- Конструирование по рисунку – предлагала детям рассмотреть рисунок. Дети находили в постройке основные части, подбирали, называли и показывали детали, из которых эти части предмета построены, потом определяли порядок конструктивных действий. Каждый ребенок, участвующий в работе по выполнению предложенного задания, высказывал свое отношение к проделанной работе, рассказывал о ходе выполнения задания, о назначении конструкции.
- Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам – к конструктору прилагается готовая инструкция-схема для сборки модели.
- Конструирование по замыслу предполагает, что ребенок сам, без каких-либо внешних ограничений, создает образ будущего сооружения и воплотит его в материале, который имеется в его распоряжении. Этот тип конструирования лучше остальных развивает творческие способности.
- Конструирование по теме – то же, что и конструирование по замыслу, но в данном случае замыслы детей ограничиваются заданной педагогом темой и условиями, которым должна соответствовать постройка (например: домик для собачки должен быть маленьким, а для лошадки — большим).
Созданные постройки из конструктора дети использовали в сюжетно-ролевых играх, в дидактических упражнениях, направленных на развитие речи, мышления, памяти, тактильного восприятия; в дидактических играх: «Волшебный мешочек» (найти одинаковые детали, определить, откуда деталь, построить модель из полученных деталей), «Найди пару» (задания на умение детей распределять соответствующие детали по группам в зависимости от их отличительных признаков), «На что похож?» (развитие воображения дошкольников), «Запомни и повтори», «Светофор», «Собери модель по памяти». Такие игры создают важные условия для развития творчества, связной речи, познавательной сферы и эмоциональной атмосферы в группе.
Одним из вариантов увлекательной, развивающей и творческой игры в нашей группе является конструктор-мозаика «Весёлая стройка». Этот конструктор мне помогает проводить развивающие игры с детьми, которые применяю в познавательной работе с моими воспитанниками:
- «У кого выше башня».
Цель игры: постройка должна быть выше, чем у соперника. Каждый по очереди кидает разноцветный кубик, берёт себе паззл соответствующего цвета. Если будут выпадать всё время одинаковые цвета, то высокой башни не получится.
- «Собери бусы».
Цель: ребёнку необходимо достроить цепочку, чтобы получились бусы, уметь находить закономерность, выложить рисунок из пазлов определенной последовательности.
- Творческая игра «Фоторамка».
Дети составляют разноцветную или одноцветную фоторамку для лица. Задания могут быть разные: водящий изображает эмоцию в рамке с помощью мимики, а остальные дети угадывают, какую эмоцию пытался изобразить водящий. Дети очень любят петь песни или читать стихотворения, держа перед лицом фоторамку.
- Игра «Спиннер».
Эта игра одна из самых любимых игр моих воспитанников, они её придумали сами и активно применяют её в самостоятельной деятельности. Дети крутят построенный спиннер, устраивают соревнования. Например, кто дальше его запустит или у кого спиннер будет дольше вращаться? Эта игра всегда доставляет детям много эмоций и радости.
- Игра «Кукольная мебель».
Из набора мозаики-конструктора можно сконструировать различную кукольную мебель: столы, стулья, скамейки и т.д. Эта игра идеально подходит для сюжетно-ролевых игр и для сказкотерапии. Полёт детской фантазии велик: из этого набора возникает и флаг, и цветок, и цифра, и буква, и самый настоящий меч.
Играя с конструкторским набором, каждый ребенок имеет возможность постоянно повышать свой уровень творческого развития. И самым интересным является то, что дети ощущают себя настоящими творцами и думают, что до них ничего подобного никто не создавал. В данном творческом процессе дети учатся проявлять выдержку, терпение, усидчивость, умение все доводить до конца. Ребенок чувствует себя, с одной стороны, неотъемлемой частью коллектива, а с другой – беспрекословным лидером в созданной ситуации. Но главное – конструктивные игры дают детям обретение уверенности в себе.