Гуляева М.М., воспитатель ГБОУ школы-интерната № 8
Савинова Н.М., воспитатель ГБОУ школы-интерната № 8
В школе-интернате № 8 продолжается работа в рамках Всероссийского проекта «Киноуроки в школах России». В ходе работы по проекту в школе осуществляется воспитательная работа духовно-нравственного направления по программе «Быть человеком». В данную программу включен цикл мероприятий, направленных на экологическое воспитание, целью которых является формирование представлений о чувстве долга, самоотверженности, верности своим жизненным принципам; понимание экологии как основы жизни в современную эпоху; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии.
В фильмотеке Всероссийского проекта «Киноуроки в школах России» есть фильм «Стеша», содержание которого направлено на достижение поставленных целей. Учитывая, что формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс, работа велась в течение месяца. Девизом работы стал слоган «Экология снаружи – экология внутри». Важным было показать взаимосвязь внутреннего мира человека с его экологическим поведением, донести до понимания детей тот факт, что все в окружающем нас мире зависит от нас самих. Для этого в программе «Быть человеком» выстроена определенная система работы.
На начальном этапе работы была проведена литературная гостиная по комментированному чтению рассказа Е. Дубровской «Стеша».
Следующим этапом работы стало занятие по воспитанию и развитию личности «Экология снаружи – экология внутри», в ходе которого были поставлены следующие вопросы: как вы понимаете, что такое «экология внутри», что такое «экология снаружи»? каково влияние человека на экологию? Какие экологические проблемы связаны с деятельностью людей?
Затем воспитанники посмотрели детский короткометражный фильма «Стеша». Выявили главную мысль и тему фильма. Выводом спонтанного обсуждения фильма стало понимание того, что и один человек, даже ребенок, может внести свой вклад в спасение экологии на планете.
Учитывая, что экологическое сознание формируется на учебно-воспитательных занятиях, а экологическое поведение в практической деятельности, мы далее перешли к коллективно-творческому делу «Что я могу сделать для сохранения природы?», целью которого стало создание памяток по заданной теме. Главным этапом работы по теме месяца является социальная практика – общественно-полезное дело, организованное и проведенное воспитанниками. По программе была запланирована акция по раздаче памяток «Мы можем беречь тебя, природа!», но в связи с эпидемиологической ситуацией акция была перенесена, а в школе был организован информационный стенд «Что мы можем сделать для спасения природы».
Комплекс мероприятий, запланированных по программе «Быть человеком» способствует развитию эмоциональной восприимчивости и отзывчивости детей, что и стало одним из залогов успешного экологического воспитания.