Пархаева А.А., учитель русского языка и литературы школы № 93
Наследие мирового фольклора представляется невероятно объемным и значимым, содержит в себе ключевые для каждой культуры архетипы. Интерес к сказкам не ослабевает уже несколько веков у совершенно разных поколений детей и взрослых. Формируются научные направления, связанные с изучением жанра (здесь вспомним работы выдающихся исследователей В. Проппа, Ю. Брауде, Е. Мелетинского), на различных медиа-ресурсах создаются циклы курсов и лекций, посвященных сказкам, наконец, существуют работы кинематографистов, интерпретировавших сказку по-своему (А. Роу, А. Птушко, Н. Кошеверова).
Историко-культурные процессы в отношении сказки выстраивались совершенно по-разному. Говоря о традиции преемственности и формировании культурной идентичности и историко-литературного контекста России, мы видим, насколько разнообразны были попытки взаимодействия со сказками. Первыми сказочниками на Руси были скоморохи, и сказки воспринимались в качестве потешных и поверхностных баек. Позже сказка стала частью куртуазной, светской культуры (в Европе появляются адаптации, созданные Ш. Перро, в России просвещенная часть дворянства видит в сказке возвращение к корням, истории поколений). Наконец, в эпоху XX века жанровый потенциал сказки в полной мере реализуется не только в рамках детского направления, но и служит творческим интересам взрослых.
Изучая сказку в XXI веке, особенно в рамках школьной программы, мы сразу сталкиваемся с рядом вопросов. На первый взгляд, нельзя сказать, что сегодня жанр сказки популярен у детей. Но так ли это на самом деле? На одном из уроков я попросила детей письменно ответить на вопрос: «Какую народную сказку вы можете назвать любимой?». В ответ я получила достаточно много работ, в которых ребята с интересом рассказывали о приключениях Колобка, Красной шапочки или Емели, выражали сочувствие к героям, оказавшимся в беде. Все эти эссе убедили меня в том, что сказки невероятно сильно укоренены и в народном, и в детском сознании. Отражая представления человека о древнем мире, жанр оказывается конгениален и современности, ведь нас по-прежнему интересуют те же проблемы и вопросы, что и людей, живших за много веков до нас. Но как сделать сказку более доступной для современного поколения детей?
Ответ на этот вопрос кроется в самом стиле взаимодействия детей с миром. По словам детского психолога Л. Петрановской, сегодня мы говорим о воспитании детей в мире, где постоянно меняются компетенции, появляются новые профессии. Очень важно помочь сориентироваться ребенку в этом мире и предлагать ему такие интерактивные формы взаимодействия, которые будут коррелировать с его собственным восприятием мира. Сказка здесь помогает в первую очередь. С одной стороны, в ней содержатся укорененные представления об основах организации мира, с другой стороны, мы можем адаптировать и менять эти мировоззренческие и нравственные установки под запросы современного времени.
На серии занятий, посвященных русским народным сказкам, я предложила учащимся 5 класса поработать в группах и создать интерактивные настольные игры, где в системе сюжета сказка могла бы встроиться в современность. Так оформился проект «Живая сказка», в котором герои привычных произведений стали жителями современного мира. На одной из иллюстраций к игре появился модно одетый Колобок, который снимал видео под названием: «Как убежать от лисы: 5 лайфхаков». Была создана и целая карта Тридевятого царства, которое превратилось в настоящий квест для знакомых всем сказочных героев: Кощея, Бабы-Яги и Лешего. Подобных интересных детских переосмыслений было немало. Кроме того, работа над таким проектом очень понравилась детям. В конце учебного года учащиеся сами прошли уровни в созданных ими настольных играх.
Таким образом, мы видим, насколько прочно сказка вошла в коллективное сознание, почти стала его фундаментом. Органичность взаимодействия нарративных стратегий жанра сказки и современных принципов существования общества хорошо прослеживается, поэтому важно не только сохранить сказку, но и суметь сделать ее интересной и близкой новым поколениям.