Пухова С.Б., учитель географии ГБОУ школа № 530
Переход образования к профильному обучению активизировал проблему профессионального самоопределения школьников. От правильно сделанного выбора профиля обучения в старших классах, а затем и профессии зависит, как и с чего начнет свой профессиональный путь молодой человек.
Содержание курсов школьной географии предоставляет большие возможности для проведения профессиональной ориентации обучающихся.
Практически каждый курс географии с 5 класса и по 11 класс даёт представление о многих специальностях в отраслях географического знания, а также других отраслях хозяйства.
В процессе изучения географии мы прямо и косвенно соприкасаемся и, более того, пробуем на себе сотни профессий (экономистов, туристических агентов, метеорологов, экологов, журналистов, социологов, этнографов и т.д.). География помогает школьнику самоопределиться в будущей профессии и успешно подготовиться к социальной адаптации.
Так, в курсе географии России за 8-9 класс в учебниках под редакцией А.И. Алексеева есть практико-ориентированные задания, в ходе выполнения которых школьники получают сведения о деятельности различных специалистов, приобретают опыт соотнесения собственных интересов, индивидуальных особенностей с требованиями интересующей их профессии.
Например, «В индустрии туризма России быстро растёт внутренний туризм. Предложите свой проект организации в одном из регионов России туристического центра (кластера). В проекте обоснуйте а) выбор региона; б) приоритетные виды туризма; в) экскурсионные туры или маршруты для туристов; в) какие услуги вы можете предложить туристам; г) эколого-экономическую эффективность тура, маршрута. Составьте рекламу для туристов».
«Представьте, что
- Вы возглавляете сферу услуг в своём регионе.
Наметьте, первоочередные задачи, которые необходимо решить. Определите реальные сроки их выполнения.
- Вы ведущий специалист по организации рекреационного обслуживания. Составьте по карте маршруты и рекомендации для туристических поездок (по выбору): а) любителям комфортабельного отдыха; б) любителям многодневных прогулок по пересеченной местности; в) любителям подводной охоты; г) любителям экзотики и приключений.
и т.п.»
После каждой темы в курсе социально-экономической географии 9 класса в учебнике Н.Н. Петровой и Н.А. Максимова есть рубрика «Для будущих специалистов», где перечислены специальности, по которым необходимо пройти подготовку для работы в данном бизнесе или отрасли, предлагается проведение социокультурного практикума. Например, «…районы России изучают специалисты различного профиля, являющиеся представителями таких отраслевых наук, как география, экономика, социология и другие. Данные по отдельным регионам позволяют проводить сравнения и делать конкретные социально-географические, экономические и экологические выводы. Специалистов готовят по следующим дисциплинам:
- экономическая и социальная география;
- физическая география
- страноведение
- туризм;
- музееведение и экскурсоведение;
- менеджмент;
- экономика;
- коммерция;
- экономическая безопасность;
- маркетинг;
- таможенное дело;
- природообустройство;
- охрана окружающей среды».
В пособии для учителя В.Н. Холиной, изданного к учебнику географии профильного уровня того же автора, предлагается проведение конференции, образовательные цели которой – актуализировать все материалы курса применительно к профессиональной деятельности «Какие географические знания нужны в карьере?»
Задача учителя – эффективно использовать предложенный материал: организовать работу на уроке или во внеурочное время, посредством проектной деятельности, проведения социокультурных практикумов, тематических творческих занятий, встреч, экскурсий и т.п.
Школьники, заинтересованные более глубоким изучением географии, выполняют индивидуальные проекты профессиональной направленности. Работа над проектами даёт представление об определенном количестве профессий в той или иной области географического знания, информацию о характере и содержании профессиональной деятельности специалистов. Выполнение простейших практических действий, свойственных представителями разных профессий, позволяет интегрировать географические знания и знания других дисциплин, открывает возможности для развития универсальных учебных действий: познавательных, коммуникативных, личностных, регулятивных.
Участие обучающихся в таких проектах можно рассматривать как профессиональную пробу, поскольку продукт в той или иной степени соответствует продукту апробируемой профессиональной деятельности.
Интересным оказался опыт привлечения специалистов в области географии для участия в школьных научно-практических конференциях, классных часах. Среди приглашенных есть представители ВУЗов, где готовят специалистов в области географических знаний, студенты, родители обучающихся.
Когда специалист увлеченно рассказывает о своей профессии и не только о перспективах, но и о вполне приземлённых вещах: из чего обычно состоит рабочий день, с какими задачами и проблемами приходится сталкиваться – это может повлиять на выбор будущей профессии.
У нас в школе, например, состоялась встреча обучающихся 8-А класса с инженером-метеорологом, преподавателем кафедры метеорологических прогнозов Российского государственного гидрометеорологического университета Санкт-Петербурга Ефимовой Юлией Викторовной.
Юлия Викторовна была приглашена на урок в 8 класс при изучении темы «Климат России». Она рассказала обучающимся об изменении климата, о том, как составляются прогнозы погоды, какие открываются новые научные дисциплины, связанные с исследованиями процессов в Арктическом регионе и обеспечением устойчивого развития общества в эпоху меняющегося климата.
Особое значение имеют сайты образовательных организаций, предоставляющие информацию об особенностях поступления и обучения, правилах приема, востребованности профессий на рынке труда, уровне заработной платы, перспективах роста в сфере профессиональной деятельности и др.
С изменением экономики меняются приоритетные сферы деятельности, возникает потребность в новых специалистах.
Обучающиеся проявляют интерес к профессиям будущего, многие из которых востребованы уже сейчас. Это такие специальности, как урбанист-эколог – проектировщик новых городов на основе экологических биотехнологий, метеоэнергетик, прогнозирующий уровень производства энергии в зависимости от долгосрочных метеопрогнозов, ландшафтный дизайнер, оформляющий парки, сады, районы городских застроек и индустриальные зоны, менеджер по туризму, занимающийся разработкой и организацией туристических поездок, и другие.
Используя интернет-ресурсы, обучающиеся могут пройти on-line профориентационное тестирование с целью определения своих способностей, личных качеств и сразу получить рекомендации.
Интернет предлагает готовые разработки профориентационных мероприятий на различные темы, интервью с представителями различных профессий, олимпиады и творческие конкурсы, которыми могут воспользоваться как школьники, так и педагоги.