Открытый урок: когда учитель – режиссёр

Веремей А.Д., руководитель МО преподавателей основной школы, 
учитель географии ГБОУ школы-интерната № 8

Обучая других, мы учимся сами
Сенека

 Ежегодно и традиционно в конце первого полугодия в рамках работы методического объединения учителей основной школы в школе-интернате № 8 проводится месячник открытых уроков  как средство обмена педагогическим опытом между учителями, направленный на реализацию методической темы школы и методического объединения.

Открытый урок – испытание для учителя, но это не выступление перед «ревизорами», а возможность для учителя самосовершенствоваться, обмениваться передовым педагогическим опытом и, глядя на себя со стороны, прийти к выводу: «Нет предела совершенству!»

Открытый урок для коллег, посетивших его,  – возможность оценить компетентность учителя, для самого учителя – шанс продемонстрировать свои сильные стороны. Но в любом случае,  открытый урок, как и любой другой урок, проводится исключительно для детей –  они на первом месте! Поэтому открытый урок должен представлять собой обычное занятие, на которое может прийти любой другой педагог, чтобы посмотреть, как работает его коллега.

К открытому уроку, как и к любому, необходимо готовиться. Подготовка начинается с выбора класса и темы. Класс желательно выбрать так, чтобы он не был задействован в месячнике открытых уроков другими учителями, а тема должна соответствовать программе и быть не архисложной, но интересной.

В этом учебном году открытый урок по географии было решено проводить в девятом классе по теме: «Северо- Западный экономический район: «Окно в Европу»». Девятый класс  – потому  что выпускники имеют навыки конспектирования, работы с географической картой и с опорными конспектами. Тема – потому что интересная, дает возможность межпредметных связей с историей и литературой; позволяет создать интересную презентацию; дает возможность подготовить учащихся для научных и стихотворных выступлений на уроке.  Выбор сделан. Следующий шаг – сбор информации по теме.

Отобранная информация дает учителю возможность сформулировать цель урока, его задачи, ход урока. Согласно цели и задачам, выделить основную проблему урока, отобрать педагогические технологии, методы и приемы, направленные на достижение результатов урока: предметных, метапредметных, личностных.

Цель урока: Роль «Окна в Европу» для экономического развития России

Задачи

Образовательные:

  1. Как географическое положение Северо-Запада повлияло на его место в России.
  2. Как менялась роль Новгорода.
  3. Почему «окно в Европу» прорубали дважды.
  4. Каково географическое положение Санкт-Петербурга: макрогеографическое и микрогеографическое.

Развивающие и коррекционные:

  1. Дальнейшее развитие и коррекция умений работы с географическим текстом.
  2. Развитие и коррекция работы с географической картой.
  3. Развитие и коррекция работы с контурной картой.
  4. Развитие и коррекция умений работы с географическим конспектом.
  5. Коррекция внимания, памяти, устной и письменной речи, логического и пространственного мышления.
  6. Коррекция межличностных отношений.

Воспитательные: воспитание любви, гордости и уважения  к достижениям наших предков и современников.

Тип урока: урок открытия новых знаний, географического исследования, практикум.

Технологии:

  • проблемного обучения;
  • личностно-ориентированного подхода;
  • коррекционно-развивающего обучения;
  • развития исследовательских навыков;
  • развития практических учебных действий;
  • здоровьесбережения.

 Решаемая проблема: как Санкт-Петербург стал столицей России?

Планируемые результаты
Предметные: учимся решать проблему.
Метапредметные: работать в соответствии с поставленной целью.
Личностные: обладать ответственным отношением к учебе, целостным мировоззрением.

Оборудование урока: географические и контурные карты, хрестоматийный материал, презентация.

 Ход урока планируется с учетом задач урока, важно, чтобы в нем присутствовали все необходимые этапы урока: проверка домашнего задания, актуализация, рефлексия, выставление оценок, определение домашнего задания. Совершенно обязательно планируется деятельность учителя и параллельно деятельность учащихся, а также время каждого этапа урока – учитель должен уметь владеть временем. Учителю необходимо предусмотреть эмоциональную атмосферу урока, которая вызовет у учащихся желание учиться на данном уроке.

Перед открытым уроком проводится предварительная работа с учащимися: надо предупредить детей о присутствии других учителей на уроке, объяснить, с какой целью они придут на урок, сравнить учителей с гостями. К встрече с гостями мы всегда готовимся: порядок в классе и на рабочих местах, отсутствие опозданий на урок, приветствие гостей, естественное поведение, выполнение всех требований к уроку географии, отличная работа. Гостям всегда готовят что-то вкусненькое, вот и мы приготовим яркие выступления и презентацию.

Учащиеся выразили желание готовиться к уроку. Учитель, учитывая индивидуальные особенности учащихся, помог им определиться с отрывками из научных статей и стихотворениями для выступлений. Ребята выбрали темы о  торговом пути и речных системах, Древнем  Новгороде, Ивангороде, строительстве Санкт-Петербурга, макро – и микрогеографическом  положении Санкт-Петербурга, наводнении  1824 года, дамбе на Финском заливе, подготовили отрывки из поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник». К каждому выступлению учащиеся подобрали иллюстрацию для презентации. Таким образом, задания получили все учащиеся класса и качественно их выполнили.

На предыдущем уроке на контурную карту были нанесены субъекты Северо-Западного экономического района и в тетради была создана схема для опорного конспекта,  то есть было положено начало для знакомства с районом.

Урок начинается с записи домашнего задания – это прием, который позволяет начать урок со звонком и закончить урок со звонком – хорошая экономия времени. После записи домашнего задания учащиеся выполняют задания, направленные на проверку и актуализацию знаний. Задания должны быть доступными и привычными для учащихся, чтобы не тратить время для объяснения и выполнения непривычных заданий. Например,  тест-проверка:

  1. Какие государства имеют выход к Балтийскому морю? (Германия, Польша, Литва, Латвия, Эстония, Россия, Финляндия, Швеция и Дания) – карта стр.228 – 229.
  2. Какие из этих стран граничат с Северо-Западом? (Польша, Литва, Латвия, Эстония, Финляндия).
  3. Определите географические координаты Санкт-Петербурга. (60 гр. с. ш. и 30 гр. в. д.).
  4. Год основания Санкт-Петербурга. (1703).
  5. Климат и природная зона Северо-Запада. (Умеренный, зона тайги).

 После проверки на фоне репродукции картины В. Серова «Петр I на работах строительства Санкт-Петербурга» ученица выразительно читает эпиграф урока, а учащиеся определяют тему и проблему урока.

На берегу пустынных волн
Стоял он, дум великих полн,
И вдаль глядел. И думал он:
Отсель грозить мы будем шведу,
Здесь будет город заложен
На зло надменному соседу.
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно.
Ногою твердой стать при море.
Сюда по новым им волнам
Все флаги в гости будут к нам.
(А.С. Пушкин)

Вопрос: Как вы думаете, какова тема нашего урока?

Ответ: Северо-Запад: «Окно в Европу»

Вопрос: Какую проблему мы будем решать на уроке?

Ответ: как Санкт-Петербург стал столицей России?

Ужасом была охвачена вся страна. Старое забилось по темным углам.
Кончилась византийская Русь. В мартовском ветре чудились
за балтийскими побережьями призраки торговых кораблей.                                                         
«Петр
I». Алексей Толстой

Далее урок идет по плану:

  1. Как географическое положение Северо-Запада повлияло на его экономическое место в России?
  2. Как менялась роль Новгорода в истории развития Северо-Запада?
  3. Почему «окно в Европу» прорубали дважды, кто сделал это первым?
  4. Каково географическое положение Санкт-Петербурга: макрогеографическое и микрогеографическое – какое более выгодное и почему?
  5. Чем опасна дельта Невы; каково значение дамбы Финского залива?

По каждому пункту плана демонстрация слайдов презентации, выступления учеников, обобщение учителя, вывод учащихся, запись его в блок опорного конспекта – идет слаженная, логичная, выразительная, интересная, научная учебная деятельность учащихся под руководством и с участием учителя.

Итак, подводим итоги: как Санкт-Петербург стал столицей России?

«Прорубив окно в Европу», Петр I не только построил город-порт, но и заложил основы промышленного роста России, а именно:

  • судостроение торговое и военное,
  • оборонная промышленность: артиллерийские орудия, взрывчатые вещества, стрелковое вооружение,
  • машиностроение: паровозы, станки.

Город вышел на первое место по функциям управления, торговли, культуры, науки, связей с внешним миром. Москва отступила на второй план, Санкт-Петербург в 1712 году стал столицей России.

…Прошло сто лет, и юный град,
Полнощных стран краса и диво,
Из тьмы лесов, из топи блат
Вознесся пышно, горделиво…
По оживленным берегам
Громады стройные теснятся
Дворцов и башен; корабли
Толпой со всех концов земли
К богатым пристаням стремятся;
В гранит оделася Нева;
Мосты повисли над водами;
Темно-зелеными садами
Ее покрылись острова,
И перед младшею столицей
Померкла старая Москва,
Как перед новою царицей
Порфироносная вдова.
(А.С. Пушкин)

Оценка учебной деятельности учащихся на уроке

 После окончания открытого урока коллеги выступают с анализом. Как правило, доброжелательным – выделяют то, что удалось, но учитель должен быть готовым к самоанализу урока. Для этого: 

  • можно предварительно провести данный урок в параллельном классе, тогда можно будет внести изменения в план, хотя в разных классах и результат может быть разным;
  • готовясь к уроку, учитель может обдумать и аргументировать эффективность каждого этапа урока; примененных на уроке педагогических технологий, методов и приемов; форм организации учебной деятельности. Этим учитель готовит себя к анализу своего урока коллегами;
  • неплохо предоставить гостям некоторые материалы по уроку, например, готовые опорные конспекты, технологическую карту урока, краткий конспект урока, презентацию – в этом тоже проявляется обмен педагогическим опытом;
  • надо помнить, что урок – живой процесс, могут возникнуть непредвиденные вопросы, или учащиеся могут быстро или медленно выполнять задания, поэтому к уроку должен быть приготовлен дополнительный материал для заполнения непредвиденных пауз. И самое главное – не надо бояться открытых уроков, если вы учитель-профессионал, у каждого найдется «изюминка», которой можно поразить коллег.

Помните:

Вся гордость учителя в учениках, в росте посеянных им семян. 
Д.И. Менделеев