Бакулина У.А., учитель начальных классов ГБОУ школы-интерната № 67
В настоящее время во всем мире меняются ценностные ориентиры, нарушается духовное единство общества, меняются жизненные приоритеты молодёжи, происходит разрушение ценностей старшего поколения. И именно школа должна решить проблему духовно-нравственного развития и воспитания личности, именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающихся.
В нравственном воспитании учащихся начальных классов актуальным является формирование гуманных отношений между детьми. В этом очень помогают уроки курса ОРКСЭ (модуль ОПК), которые предполагают различные формы работы: беседы на этические темы, чтение и обсуждение художественной литературы, просмотр видеосюжетов, анализ положительных и отрицательных поступков героев.
На уроках ученики не только слушают рассказ учителя, рассматривают иллюстрации, но и являются активными участниками урока, рассказывают о личном опыте знакомства с православием, делятся своими жизненными историями, советуются, удивляются, высказывают свою точку зрения по тому или иному вопросу. Дети знакомятся с основными религиозными понятиями, историей, праздниками и традициями православной церкви.
Урок по православной культуре – это маленький дискуссионный клуб, где дети учатся понимать себя и всё происходящее. Ребята не стесняются высказываться, спорят друг с другом, вспоминают эпизоды из жизни, доказывают своё мнение, и никто не боится ошибиться: ни ученики, ни учитель. Ведь ошибка одного ученика может породить полезные мысли у других. До многого ребёнок может додуматься сам, и я стараюсь не мешать ему в этом. Ребёнку приходится ставить себя в ту или иную ситуацию, определять своё поведение или свою позицию, обосновать поступок, выбор. Почти на каждом уроке используются презентации, т.к. иллюстративного материала и информации в учебнике недостаточно, к тому же презентации развивают зрительную память и помогают лучше усваивать учебный материал. Систематически на уроке нами используются толковые словари. Для закрепления изученного на уроке используем задания тестового характера, викторины.
Чтобы повысить интерес учащихся к курсу, подбираю интересный дополнительный материал. Это притчи, былины, сказки, рассказы о Родине, о подвигах, о детях, иллюстрации картин известных художников, мультипликационные фильмы. Моим ученикам нравятся виртуальные экскурсии по святым местам: Александро-Невской лавре, храму Христа Спасителя, Оптиной пустыни. Также мы провели виртуальную экскурсию под названием «Библейские сюжеты» по Эрмитажу и др.
В ходе изучения курса у учеников вырабатываются социально-коммуникативные умения: говорить и слушать, участвовать в беседе, дискутировать, аргументированно обосновывать свою точку зрения.
Этот курс помогает умению избегать конфликтов, находить выход из спорных ситуаций, помогать друг другу, заботиться об окружающих.
Особая роль в изучении курса ОРКСЭ отводится родителям. Курс содействует развитию культуры семейного воспитания детей на основе традиционных семейных духовно-нравственных ценностей, укреплению сотрудничества с семьёй. Только совместными усилиями школы и семьи можно обеспечить полноценное духовно-нравственное развитие ребенка.
Опыт детей небогат, а выполнение заданий часто требуют знаний и творческого подхода, и без помощи родителей или других взрослых школьники не могут обойтись. Например, такие задания требуют участия взрослых «Посоветуйтесь с родителями и назовите несколько традиций, принятых в вашей семье», или «Какие ценности лежат в основе традиции вашей семьи?», «Поговорите со старшими и расскажите, какие религиозные праздники принято отмечать в вашей семье». Также детям предлагается подготовить викторину или кроссворд по пройденной на уроке теме – и здесь тоже без взрослых трудно справиться. Поэтому родители становятся непосредственными участниками учебного процесса.
Никого не оставили равнодушными праздники и открытые уроки «Зачем творить добро», Международный день толерантности, участие в районных и городских конкурсах исследовательских работ «Военная история моей семьи», «Военная история моего города Пушкина», «Александр Невский – имя России», «Школьники и школы блокадного Ленинграда». По словам родителей, такие мероприятия очень сблизили не только родителей и детей, но и многочисленных родственников.
Родители выразили надежду на положительные результаты преподавания ОРКСЭ (модуль ОПК), считая, что изучение данного курса необходимо для общего развития, расширения кругозора, приобщения ребенка к истории и культуре своего народа.
Родители хотят видеть своего ребенка духовно-нравственным человеком с четкими жизненными ориентирами, образованным, терпимым к людям различных вероисповеданий, надеются, что их дети будут более заботливыми по отношению к родителям, старикам и инвалидам; в ходе изучения данного курса задумаются о смысле жизни, усвоят понятия «добро», «зло», «грех», «наказание»; надеются, что данные знания улучшат обстановку в молодежной среде, помогут воспитанию толерантности в обществе.
Из всего выше сказанного можно сделать вывод о положительных факторах изучения православной культуры:
- для ученика: развитие собственных способностей для освоения культурных ценностей общества;
- для родителей: занятость детей; духовно-нравственное воспитание ребенка;
- для учителя: совершенствование учебных навыков для снятия затруднений ученика, возможность повысить свою профессиональную компетентность.
В целом, наши уроки обогатились новыми формами, стали содержательнее и интереснее.
Очень важно воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром. Это подготовит ребят к вступлению во “взрослую” жизнь с ее нормами и требованиями, привьёт им оптимистическое восприятие жизни, сделает их коллективистами, стремящимися сделать нашу страну еще лучше.