Лунькова Т.З., педагог-психолог ГБОУ школы-интерната № 67
Сегодня учить уроки вместе с детьми стало делом родителей. Как эту ситуацию изменить? Ведь домашнее задание – это задание для самостоятельного выполнения. Чем же родители действительно могут помочь ребенку при выполнении домашнего задания?
- Договоритесь с ребенком, в какое время он будет делать домашнее задание. Желательно каждый день придерживаться этого времени.
- Помогите ребенку распределить работу по времени и по сложности. Самостоятельное выполнение легких заданий подкрепляет успешность. Пусть работа начнётся с менее сложных заданий, тогда она будет выполнена намного быстрее и с удовольствием.
- Не отвлекайте ребёнка во время выполнения домашней работы. Не обсуждайте с ребенком другие вопросы. Не отвлекайте просьбами помочь по дому.
- Не нагнетайте страх у ребёнка перед приготовлением уроков. Не делайте акцент на том, что домашних заданий так много, они такие трудные, что их невозможно выполнить за час или два. Ребёнок, вполне вероятно, не оценивает домашнюю работу как огромный непосильный труд. Расскажите ребёнку, что выполнение домашнего задания пусть и требует усидчивости и времени, но это посильные задания.
- Дайте ребенку самому сделать задания. Можно помогать организовать работу. Родители могут и имеют право проверять правильность выполнения заданий. Однако ребёнок должен учиться самостоятельно справляться с заданиями. Объясните ребенку, что попросить о помощи вас можно в том случае, если не получается сделать самому.
- При проверке не указывайте сразу на ошибки, похвалите сначала. Затем, если нашли ошибки, предложите найти их ребенку самому. И только если он не справился, укажите ошибки и пусть ребенок их исправит.
- Поощряйте, хвалите за проявление самостоятельности и усердия. Слова похвалы должны звучать каждый день, найдите, за что похвалить вашего ребенка. Поощрения зависят от традиций вашей семьи.
- Если ваш ребёнок делает домашние задания только с вами, необходимо постепенно, шаг за шагом, учить его самостоятельности:
- обсудите с ребенком домашнее задание: по каким предметам он готов его выполнять самостоятельно;
- предложите эксперимент: сначала в течение трех дней, а потом, возможно, недели ребенок будет делать уроки самостоятельно. По окончании назначенного времени обсудите, что было трудно, а что давалось легко;
- если ребёнок просит помощи, и вы видите, что без вас ему никак не справиться, помогите организационно, наводящими вопросами, но не выполняйте работу за него.
Помните главное – сила и ультиматумы вам не помогут, вы только усугубите сложившуюся ситуацию. Позвольте ребенку учиться так, как ему по силам.
Также немаловажно учитывать физиологическое и психологическое состояние вашего ребенка во время подготовки домашнего задания. Внимательный родитель заметит внешние признаки усталости ученика:
- частую смену позы («ерзание»);
- потягивание;
- встряхивание руками;
- зевоту;
- закрывание глаз;
- подпирание головы;
- остановившийся взгляд;
- ненужное перекладывание предметов;
- невосприятие вопроса;
- задержку с ответом;
- частое поглядывание на часы.
Зачастую все эти признаки принимаются за проявление лени. Возьмите ситуацию под контроль: сходите вместе на полчаса с ребенком на улицу, поиграйте с ним в подвижные игры, или пусть ребенок полежит в хорошо проветренной комнате без гаджетов и телевизора.