Бородачева Е. Б., воспитатель ГБДОУ детский сад № 33
Якушева Е. В., воспитатель ГБДОУ детский сад № 33
Здоровье – это драгоценность и притом единственная,
ради которой действительно стоит не только не жалеть времени,
сил, трудов и всяких благ,
но и пожертвовать ради него частицей самой жизни,
поскольку жизнь без него становится нестерпимой и унизительной.
Мишель Монтенью
В настоящее время одной из наиболее глобальных проблем дошкольных учреждений является состояние здоровья детей. Создать условия для физического и умственного здоровья ребенка, для полноценного развития личности – вот самое главное, что необходимо сделать нам, педагогам ДОУ. Детский сад имеет потенциальные возможности для формирования у детей навыков здоровьесберегающей культуры. Это связано с системностью дошкольного образования, возможностью поэтапной реализации поставленных задач с учетом возрастных и психологических возможностей детей-дошкольников. Здоровьесберегающие технологии одни из наиболее значимых среди известных технологий по степени влияния на здоровье детей.
Здоровьесберегающее пространство представляет собой совокупность условий, организуемых воспитателями с целью обеспечения охраны и укрепления здоровья воспитанников.
В наше время проблемы здоровья и подготовки детей к школе стали актуальными в связи с устойчивой тенденцией к ухудшению здоровья дошкольников. Проблемы экологического характера, различные химические добавки в продуктах питания, вода низкого качества, гиподинамия – лишь некоторые факторы, которые отрицательно воздействуют на здоровье дошкольников. Из личного опыта можно отметить снижение интереса детей к организованной двигательной деятельности, к подвижным играм, эстафетам, соревнованиям.
Поскольку широко известно, что именно в дошкольном возрасте формируется здоровье, мы в детском саду создаём для этого предпосылки, осуществляя деятельность для развития скоростно-силовых качеств, выносливости, развития основных физиологических систем организма. То есть мы создаём условия для повышения интереса к подвижным играм и упражнениям, чтобы обеспечить увеличение двигательной активности детей.
Данные задачи мы попытались решить при помощи нестандартного физкультурного оборудования. Спортивные атрибуты и снаряжение были изготовлены своими руками из вторичного сырья и подручных средств, бросовых материалов. Конечно, мы не забывали, что к нему предъявляются определенные санитарно–гигиенические требования. Оборудование должно быть:
- безопасным;
- максимально эффективным;
- удобным к применению;
- компактным;
- универсальным;
- технологичным и простым в применении.
В процессе использования нетрадиционного физкультурного оборудования мы убедились, что игры с его применением позволили детям «отдохнуть» от надоевших упражнений, а нам — реализовывать новые задачи по здоровьесбережению с минимальной затратой финансов. Необычные атрибуты внесли элемент новизны в физическое развитие, этим самым вызвали интерес к спортивным соревнованиям и эстафетам, желание поиграть во что-то непривычное. Наши воспитанники с большим удовольствием лазают, бегают, прыгают и играют в подвижные игры, которые сами и придумывают. Как показала наша практика, применение нетрадиционных видов физкультурного оборудования позволило подтолкнуть детей к движению, совершаемому по собственной воле и желанию. Разработанные в нашей группе снаряды и пособия совсем несложные. Мы старались создать их таким образом, чтобы при применении данного спортивного инвентаря развивались разные группы мышц.
После использования нестандартного оборудования мы убедились, что у воспитанников в достаточной мере развиваются ловкость, внимание, быстрота реакции. А самое главное, наряду с двигательной активностью проявляется интерес к спорту и физкультуре, формируется позитивный настрой к активной деятельности, окрашенной положительными эмоциями.
Приведем некоторые примеры нетрадиционного физкультурного оборудования, изготовленного нами. Для него потребуется не так много: различный бросовый материал (ленточки, пакеты, футляры от киндер сюрпризов и прочее) и, конечно, ваше терпение.
«Лыжи»
Цель: создать условия для развития мышц бедра и голени, упражнять в сохранении равновесия.
Материалы: вам понадобятся пластиковые бутылки, цветной скотч для обработки краев.
Задания: имитировать хождение на лыжах.
«Бильбоке»
Цель: развитие глазомера, меткости, координации, ловкости, внимания.
Материалы: пластиковые бутылки из-под сока, к которым на шнуре прикрепляются мягкие шарики.
Задания: поймать шарик ёмкостью.
«Гантели»
Цель: развитие мышц плечевого пояса и рук.
Материалы: пластиковые ёмкости, наполненные крупой и соединённые друг с другом.
Задания: различные упражнения.
«Эспандеры»
Цель: способствовать укреплению мышц рук, брюшного пресса.
Материалы: выработанный материал колготок.
Задания: игровые упражнения.
5.«Волшебная решетка»
Цель: развивать мелкую моторику.
Материалы: решетка для посуды, ленточки.
Задания: создать узор из лент.
«Ветерок»
Цель: способствовать развитию речевого дыхания.
Задания: предложить силой выдоха как можно сильнее сместить мишуру с игрушками.
«Бабочка»
Цель: развивать мелкую моторику, готовить руку к письму.
Задания: накрутить нить на тоненькую палочку, путем ее вращения. Можно устроить соревнования на скорость.