Губарева А.Д., учитель истории и обществознания ГБОУ школа № 407
Статья посвящена методам борьбы с самоубийствами школьников в начале XX в. в Российской империи. В работе рассматриваются правительственные и общественные методы решения проблемы распространения данного явления среди школьников. Анализ методов позволяет оценить масштаб и эффективность проведенных мероприятий.
В начале XX в. в Российской империи общественность отметила резкий рост самоубийств, превратившихся в обыденное явление жизни. Так, например, в 1909 г. за месяц в Петербурге совершалось в среднем 199 самоубийств и покушений на самоубийства, в Москве – 87 [3]. Две столицы вышли по числу самоубийств на первое место среди европейских городов [10, с. 37].
Эта социальная девиация получила распространение среди детей и подростков, причем страшная тенденция к увеличению суицидов, в том числе самоубийств школьников, наметилась с 1905 года. Так, по подсчетам доктора Жбанкова Д.Н., в 1905–1908 гг. из всех самоубийств и покушений на самоубийства в Москве, Одессе и Петербурге в 38,1% случаев они были совершены молодыми людьми до двадцати лет [3]. Поэтому неслучайно предотвращение самоубийств – одна из глобальных проблем этого времени, стоявших перед государством.
Современники выделяли следующие причины самоубийств школьников в начале ХХ в.: социально-политические, связанные со стремительными изменениями в самом обществе и государстве; школьная причина, которая включала в себя проблему переутомления, переводных экзаменов и несовершенную систему воспитания; проблема межличностных отношений в школе и семье; психологическая причина, вызванная душевными расстройствами, в том числе, ранним приобретением сексуального опыта. Профессор Хлопин Г.В. утверждал, что 42-43% всех суицидов среди школьников в России был вызван нервными и душевными расстройствами [10, с. 47]. Педагогическая пресса писала о школьных причинах самоубийств. Отметим, что случаи самоубийств из-за неразделенной любви встречались, но скорее, как исключение.
Говоря о борьбе со школьными самоубийствами, следует отметить действия правительственных органов и общественных организаций. Особо отметим деятельность Комиссии, организованной под руководством Русского общества охранения народного здравия в 1910 году [5, с. 156]. При учреждении Комиссии доктор Я.И. Кац предложил ввести термин «покушение на покушение», что позволило легитимировать самоубийство и с ним бороться [4, с. 97].
15 августа 1902 года министр народного просвещения озвучил требование, которое было отображено в Высочайшем рескрипте от 10 июня 1902 года: обратить особое внимание в школе на физическое развитие учащихся, сделать обязательным участие врача в педагогических советах. В 1910 г. был поднят вопрос о необходимости предоставления в министерство народного просвещения полного отчета по каждому случаю самоубийства школьника.
В 1904 году при Департаменте народного просвещения была организована врачебно-санитарная часть, заведовал которой профессор Г.В. Хлопин. Её деятельность заключалась в административном воздействии, урегулировании различных вопросов, касающихся здоровья учащихся, разработке врачебно-санитарных норм и правил. Стояла задача пропаганды здорового образа жизни [2, с. 47]. Таким образом, подчеркивалось, что лишь государственная организация школьно-врачебного присмотра создаст нормальную атмосферу в школе.
Отмечалось негативное воздействие организации учебного процесса на нервную систему учащихся: переполнение классов, большое количество занятий, система соревнования и наказания, особенно это касалось экзаменов [2, с. 52].
В конце декабря 1909 года и в январе 1910 года в Петербурге состоялся Третий съезд отечественных психиатров. Особое внимание стоит выступлению психиатра и психолога А.В. Владимирского, который в своем докладе «Задачи нервно-психической гигиены в современной педагогической жизни» остановился на школьных самоубийствах, преступности и суевериях, доказывая, что эти явления должны тщательным образом изучаться врачом. В конце самого заседания постановили, что необходимо ввести детальное знакомство с психологией учащихся школы [1, с. 66].
Для борьбы с самоубийствами школьников организовывались курсы для педагогов. Так, в Санкт-Петербурге устраивались курсы Обществом взаимопомощи учащихся [7, с. 154]. Как утверждают современники, они сразу приобрели особый интерес у учителей. Организаторы сумели понять их потребности. Лекции, проводимые Обществом, получили систематический характер, примерно 12 часов учителя проводили в аудитории [7, с. 98].
Создавались детские лиги, целью которых считали воспитание любви к ближнему, что позволило бы переключить внимание подростка с собственных проблем на решение проблем окружающих людей. Но современники считали, что эта цель была не достигнута [8, с. 127].
Г.В. Хлопин также указывал на необходимость взаимодействия школы и семьи. Предотвращению суицидов способствовала бы правильная организация воспитания, а именно здоровая атмосфера в семье и в школе, окружение детей любовью и вниманием, создание атмосферы доверия [10].
Возникали родительские кружки, участники которых осознавали необходимость психолого-педагогического просвещения среди родителей. Главной целью они определили организацию культурного досуга ребенка. Родители пытались найти возможность организовать обучение ребенка так, чтобы у него оставалось свободное время для реализации своих внеучебных интересов. Родители высказывались против экзаменов и за уничтожение баллов [6, с. 24]. С 26 ноября 1905 года были созданы легальные родительские комитеты, что на практике воплотило идею объединения усилий семьи и школы в деле воспитания детей
Почти все современники в один голос говорили о необходимости реорганизации школы. Следовало бы изменить всю систему школьного обучения, составив учебный план таким образом, чтобы можно было избежать излишнего переутомления учащихся, согласовывать задачи обучения и воспитания. Школа могла бы предупредить самоубийства, если бы внимательно относилась к ученикам, применяла индивидуальный подход, а не шаблонный [9, с. 46]. Высказывалась идея организации внеучебного времени детей и подростков в целях духовного и физического воспитания.
Интересным примером организации внеурочной деятельности является описываемый 3-летний опыт Гальбштадского центрального училища Бердянского уезда Таврической губернии по устройству внеклассных развлечений для учащихся, что в свою очередь могло отвлечь школьников от мыслей о самоубийстве. Особое внимание они уделяли научно-литературным чтениям, целью которых были расширение кругозора, воспитание добрых чувств, стремлений и привычек. Эти чтения устраивались каждую субботу в течение всего учебного года. Чтобы чтения не казались учащимся скучными, они оживлялись игрой как на училищном граммофоне, так и на струнном инструменте. Устраивались и литературно-вокальные вечера. Отмечали, что даже те ученики, которые во время уроков баловались, относились к этим чтениям серьезно, что постепенно приучало их к дисциплине во время школьного процесса. Проводились и образовательные экскурсии, которые устраивались каждое лето, правда, денежные средства должны были вносить сами ученики [7, с. 131].
Как мы видим, речь шла об изменении учебного процесса и необходимости развития индивидуальности с прививанием нравственных идеалов.
Таким образом, можно сделать вывод, что борьба с самоубийствами велась в разных направлениях. Во-первых, создавались Общества и Комиссии, которые считали основной цель воспитать людей с определенными нравственными установками, убеждениями, взглядами на жизнь. Во-вторых, уделяли внимание врачебно-санитарной составляющей процесса обучения, что позволяло уменьшать количество душевных болезней среди воспитанников или своевременно их выявлять. В-третьих, заговорили о внеурочной деятельности, которая воспитывала молодежь. В-четвертых, настаивали на взаимодействии семьи и школы. Все эти факторы способствовали бы уменьшению такому виду девиантного поведения школьников, как самоубийство.
Библиографический список
- Б. Вопросы педагогики на III съезде Отечественных психиатров // Русская школа. – 1910. – № 2. – С. 66.
- Врачебно-санитарная часть учебных заведений // Русская школа. – 1910. –№ 2. – С. 47-52.
- Жбанков Д.Н. Современные самоубийства // Современный мир. – 1910. – № 3.– C. 34.
- Лотова Е. Русская интеллигенция и вопросы общественной гигиены (Первое гигиеническое общество в России). – М., 1962. – 200 с.
- Лярский А. Самоубийства учащихся как феномен системы социализации в России на рубеже XIX-XX веков. – СПб., 2010. – 383 с.
- М.В. О влиянии школы на ребенка / заседание Родительского кружка от 4 ноября 1895 г. // Воспитание и обучение. – 1896. – № 1. – С. 24.
- Малиновский Н.А. Педагогическая хроника // Русская школа. – 1910. – № 1. – С. 98-154.
- Масловская З. О детских лигах и об участии детей в благотворительности // Русская школа. – 1910. – № 11. – С. 127.
- Феноменов М.Я. Причины самоубийств в русской школе. – М., 1914. – 130 с.
- Хлопин Г.В. Самоубийства, покушения на самоубийства и несчастные случаи среди учащихся русских учебных заведений. – СПб.,1906. – 95 с.