Стремберг И. Э., учитель начальной школы ГБОУ № 297
2020 год – год юбилейный, год празднования 75-летие Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.
Всё дальше вглубь истории уходят героические и трагические события Великой Отечественной войны. Эти годы были самыми страшными для нашей страны. Знает ли поколение 21 века об этом? Надо ли помнить и сохранять историю своей Родины для наших потомков? Необходимо ли протягивать эту нить – нить времени между поколениями и эпохами? Именно эти вопросы задаёт Ксения Тихонравова ученица четвёртого класса, в своей исследовательской работе ” Нить времени!”
Цель работы – привлечь внимание учащихся к необходимости преемственности поколений, к сохранению знаний и памяти о Великой Отечественной войне, о героизме наших предков, которым мы обязаны нашим настоящим и будущим, самой жизнью.
Для достижения цели Ксения поставила следующие задачи: собрать и проанализировать материалы об источниках информации, посвященных Великой Отечественной войне; проанализировать информацию о памятниках, мемориалах, выставках, посвященных Великой Отечественной войне; раскрыть сущность и важность изучаемого вопроса.
В работе выдержаны все части: введение, основная часть, заключение, список используемых источников информации и приложение.
В ходе работы Ксения выяснила, что для детей основными источниками информации о Великой Отечественной войне являются:
- семья (семейные воспоминания);
- образовательные учреждения;
- художественные произведения;
- фильмы и песни.
В ГБОУ школе № 297 создан проект «Книга памяти». Ксения с мамой подготовили страничку о прадедушке Ксении. Ведь если каждый расскажет о своих родственниках, прошедших войну, история не будет забыта. Не будет забыт ни один солдат.
Работая над своим исследованием, Ксения была удивлена огромным количеством художественных произведений о Великой Отечественной войне, это рассказы, стихотворения, фильмы, песни… В классе Ксения провела анкетирование.
Участвовал ли ты в проекте “Книга Памяти” в школе? Да (36% – 8 чел.) Нет (64 % – 14 чел.) |
Как ты считаешь, необходимо ли читать художественные произведения, посвященные событиям Великой Отечественной войны? Да (100% – 22 чел.) |
Считаешь ли ты нужной именно для тебя информацию о Великой Отечественной войне? Да (100% – 22 чел.) |
По результатам анкетирования она отметила, что ответы ребят на 2-й и 3-й вопросы были полными. Среди прочитанных произведений самым распространённым была повесть В.П.Катаева «Сын полка». Также почти все опрошенные ребята отметили необходимость чтения художественной литературы и получения информации из документальных источников о Великой Отечественной войне, чтобы знать историю своей страны, своего народа и помнить её.
Среди выставок и интерактивных проектов особое впечатление на Ксению произвела Трёхмерная панорама «Память говорит. Дорога через войну». Это самый масштабный историко-художественный проект участников поискового движения России «Невский баталист». Ксения очень хотела бы участвовать в создании таких панорам, когда вырастет.
Закончив своё исследование, Ксения пришла к выводу, что ее поколение знает и помнит о событиях Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг. Школьники ценят мирную жизнь, которая досталась им самой высокой ценой – ценой жизней миллионов советских солдат.
Нить времени не оборвана, и более того, она соединит ещё не одно поколение!
Также в результате исследования Ксения выяснила, что большую часть информации о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. дети получают в образовательных учреждениях. В детских садах и школах это является обязательной частью воспитательного процесса. А сами ребята с радостью принимают участие в различных мероприятиях, приуроченных к историческим важным датам, связанным с событиями Великой Отечественной войны.
Работа аккуратно оформлена, написана грамотным языком, хорошо читается и воспринимается. К исследованию прилагается необходимый иллюстративный материал. Выводы автора, сделанные в ходе размышлений, аргументированы, убедительны, из чего следует, что Ксения достаточно хорошо изучила исторические и литературные источники, умеет формулировать собственные мысли и делать выводы. В ходе подготовки автор, без сомнения, получил опыт отбора и систематизации печатных материалов, а также публичных выступлений с презентационным материалом.
Но самый важный итог этой работы состоит в том, что он способствует развитию любознательности, исследовательской мысли и устойчивого интереса к истории родной страны.