Зубова С.А., учитель-логопед ГБДОУ детский сад № 28
Конох К. С., учитель-дефектолог ГБДОУ детский сад № 28
Неоспоримым является тот факт, что значительно лучше ребёнок развивается при применении многостороннего подхода при воспитании и обучении. В нашей практике при работе с детьми, имеющими нарушения зрения, мы уже в течение нескольких лет практикуем совместные занятия тифлопедагога и учителя-логопеда. Дело в том, что в настоящее время экспериментально и теоретически доказано, что расстройства речи детей, имеющих нарушение зрения, являются сложным дефектом, в котором прослеживаются определённые связи и взаимодействие речевой и зрительной недостаточности. Речевые нарушения у детей со зрительным дефектом многообразны, сложны по степени выраженности, структуре и затрагивают речь как целостную систему, где, по определению Левиной Р.Е., собственно речевые нарушения не являются единственным ядром речевой аномалии. Это объясняется тем, что условия, в которых формировалась речь у ребёнка с нарушением зрения, гораздо более сложные, чем у зрячего ребёнка.
Интегрированные занятия проводятся нами в конце недели. Эти занятия позволяют обобщить знания детей, систематизировать их личный опыт, привести сформированные знания в соответствующую систему средствами разных видов деятельности, поддержать положительно-эмоциональный фон.
В этой статье мы хотим предложить вашему вниманию конспект занятия «Цветок маме». Это занятие можно провести как итоговое в тематической неделе, посвящённой празднованию Международного женского дня 8 марта.
Форма занятия: групповая.
Возрастная группа: подготовительная.
Продолжительность занятия: 30 минут.
Тема занятия: «Цветок маме».
Место и роль занятия в изучаемой теме: коррекционное занятие на развитие зрительного восприятия и совершенствования речи.
Тип занятия: комбинированный.
Цель: развитие и обобщение знаний и навыков по развитию зрительного восприятия и речи.
Задачи занятия
Развивающие
- Продолжать развивать психические процессы: мышление, память, внимание.
- Способствовать развитию познавательной активности;.
- Расширять словарный запас.
Коррекционные
- Продолжать развивать зрительное восприятие, сохранные анализаторы.
- Способствовать развитию зрительных функций: локализации, прослеживания, остроты зрения.
- Совершенствовать зрительно-моторную координацию.
- Развивать мелкую моторику.
- Совершенствовать фонематическое восприятие, звуко-слоговую структуру речи.
- Совершенствовать грамматический строй речи.
- Совершенствовать диалогическую, монологическую речь детей, умение задавать вопросы.
Воспитательные
- Воспитывать умение взаимодействовать с партнерами, желание оказывать помощь.
Ключевые компетенции, которые формируются в ходе занятия.
Ценностно-смысловая: поддержание любознательности дошкольников, поощрение вопросов, задаваемых детьми по теме.
Социальная компетенция: воспитание умения действовать в команде, справедливо оценивать результаты игры.
Коммуникативная компетенция: совершенствование умения дошкольников слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, поддержание умения вступать в контакт через организацию общения на занятии.
Планируемые результаты:
- у детей укрепится интерес к данной теме;
- будут усовершенствованы коммуникативные навыки;
- усовершенствуется фонематическое восприятие, звуко-слоговая структура речи, словарный запас;
- будет улучшено слуховое и зрительное внимание, мышление и память;
- дети будут проявлять инициативу и самостоятельность, проявлять взаимодействие с другими детьми и педагогами;
- усовершенствуется зрительно-моторная координация;
- усовершенствуется глазомер.
Оборудование: мяч, свиток с заданиями от Феи, карта группы с указанием места, в котором спрятано «секретное письмо», «секретное письмо» (лист бумаги, на котором свечкой или белым восковым мелком написан ребус), акварельные краски, кисточка, вода, лепестки цветка (5 штук) и его сердцевина (круг), магнитофон с записью композиции И.Крутого «Музыка для души», костюмы Вупсеня и Пупсеня для взрослых, коробка с отверстиями с двух сторон (для определения на ощупь), пачки с различными макаронами, мусор в пакете (пустые бутылочки от йогуртов, плотно скомканная в шар бумага, маленькие пустые коробочки) по количеству детей, 2 клюшки, 2 конуса, живой цветок герберы.
Ход занятия
1 Вводный этап.
В группу входят учитель-логопед и тифлопедагог в костюмах Вупсеня и Пупсеня. Представляются. Перебивая друг друга, сообщают следующее: «Мы несли цветок нашей маме в подарок. Кстати, как вы думаете, с каким праздником мы собирались поздравить маму? (ответы детей). Поспорили о том, кто из нас будет его дарить. Стали цветок друг у друга вырывать из рук и… сломали его. Мы очень огорчились, стояли посреди улицы, плакали. Перед нами лежал сломанный цветок. И тут, откуда ни возьмись, прилетела прекрасная Фея. Она посоветовала обратиться за помощью именно к вам. Фея сказала, что вы очень дружные дети, воспитанные и весёлые. Фея дала нам задания (достают свиток с заданиями) и объяснила, что за каждое выполненное задание даётся лепесток. Она сказала, что все волшебные лепестки есть у вашего воспитателя. Фея обещала, что, когда мы соберём цветок, произойдёт чудо. Поможете нам? (ответы детей). Тогда начнём».
2 Вупсень (учитель-логопед) разворачивает свиток и читает первое задание.
Сначала Фея предлагает разгадать загадки:
Кто вас, дети, больше любит,
Кто вас нежно приголубит
И заботится о вас,
Hе смыкая ночью глаз? (мама)
Источник: https://mamamozhetvse.ru/zagadki-pro-mamu-dlya-detej-50-luchshix.html
Испечёт для нас пирог,
Сварит к завтраку творог,
И журнал свой прочитает,
Как всегда всё успевает?
Мы о ком сейчас спросили,
Добрых слов наговорили? (о маме)
Источник https://kykyryzo.ru/%D0%B7%D0%B0%D0%B3%D0%B0%D0%B4%D0%BA%D0%B0-%D0%BF%D1%80%D0%BE-%D0%B1%D0%B0%D0%B1%D1%83%D1%88%D0%BA%D1%83-40-%D1%88%D1%82%D1%83%D0%BA/
Хоть мала, а не зевает,
Ловко маме помогает:
Пол подметает, пыль вытирает
И поиграть иногда успевает. (дочка)
Автор: Зубова С.А.
После каждой разгаданной загадки воспитатель прикрепляет на доску картинку-отгадку.
Пупсень (тифлопедагог): « Как ловко у вас получилось отгадать загадки. Назовите, пожалуйста, ещё раз отгадки (Ответы детей). Прекрасно, а каких членов семьи вы бы ещё добавили? (Ответы детей)»
Далее логопед и тифлопедагог произвольно берут по одной картинке (например, на одной картинке изображена бабушка, а на другой – внучка), и предлагают детям определить, в каких родственных отношениях они находятся.
После выполнения задания воспитатель дает детям один лепесток.
3 Пупсень (тифлопедагог) разворачивает свиток с заданиями от Феи, читает второе задание: «Фея послала вам тайное письмо. Говорит, что оно находится в секретном месте, которое вы определите по карте группы».
Ребята по карте группы находят письмо, отдают его педагогу.
Вупсень (учитель-логопед): «Это не простое, а волшебное письмо. Интересно вам увидеть фокус?»
Далее Вупсень (учитель-логопед) покрывает лист бумаги акварельной краской, на листе проявляется ребус, написанный заранее белым мелком или свечкой на белой бумаге. Отгадка – «Наташа».
Пупсень (тифлопедагог): «Так зовут нашу маму, так неловко перед ней, что мы не смогли донести цветок».
Вупсень (учитель-логопед): «Ничего, за это задание мы получаем ещё один лепесток».
4 Пупсень (тифлопедагог): скоро мы сможем собрать наш цветок для мамы, а сейчас вспомним нашу гимнастику для глаз про цветочки. (Дети повторяют выученные заранее слова и движения, делая зрительную гимнастику)
Наши нежные цветки
Распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
(поморгали глазами, широко открыли глазки, движение глазами по кругу, движение глазами влево-вправо).
Источник http://25.dou.spb.ru/attachments/article/273/%D0%9B%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F%20%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B0%20%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%BD%D0%B0%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F.pdf
5 Вупсень (учитель-логопед) читает задание: «Фея-волшебница предлагает и вам побыть волшебниками. Я буду называть слово, а вы превращайте большой предмет, который слово обозначает, в маленький. Называйте предмет ласково».
Проводится игра с мячом «Назови ласково».
Дети получают ещё один лепесток.
6 Игра «Макароны».
Пупсень (тифлопедагог): «Ребята, мы играли у мамы на кухне и смешали разные макароны. Теперь нам нужно их разложить по пачкам правильно, иначе мама будет нас ругать. Они лежат в коробке. Вам нужно на ощупь определить и вытащить самую длинную (самую короткую, самую толстую, самую тонкую, похожую на бантик) макаронину и положить ее в свою пачку.
Молодцы, спасибо вам, ребята, мама нас за это похвалит!»
Воспитатель дает еще один лепесток.
7 Игра «Подмети мусор».
Вупсень и Пупсень находят в группе пакет, хотят его посмотреть, вырывают друг у друга, пакет рвется и из него высыпается мусор.
Вупсень (учитель-логопед): «Ой, что же мы наделали!»
Пупсень (тифлопедагог): «Да все сейчас уберем, еще и поиграем!»
Гусеницы выставляют конусы на некотором расстоянии от детей и предлагают убрать мусор с помощью игры. Делим детей на две команды.
Пупсень (тифлопедагог): «Вам нужно при помощи клюшки обвести бутылочку (коробку, бумажный шар) вокруг конуса, вернуться назад к команде, поднять и положить ее обратно в пакет. Так будет весело собран весь мусор».
Пупсень (тифлопедагог): «Молодцы, хорошо справились с игрой!»
Воспитатель дает последний лепесток и сердцевину цветка.
8 Вупсень (учитель-логопед): «Задания от Феи закончились. Значит, мы можем собрать цветок».
Дети на столе собирают цветок.
Вупсень (учитель-логопед): «А вы знаете, как цветы и другие растения появляются на свет? Что нужно для этого сделать? (ответы детей). Давайте вместе с вами вырастим цветок. Покажем, как это делается».
Дети совместно с учителем-логопедом и тифлопедагогом читают стихотворение И.Лопухиной «Что сделать, чтоб вырос красивый цветок…»(выучено заранее) под музыку И. Крутого, сопровождая жестами, описанными в самом стихотворении.
В это время воспитатель незаметно меняет собранный детьми цветок на живую герберу.
9 Итог занятия.
После того как стихотворение прочитано, воспитатель говорит детям: «Посмотрите, ваш цветок стал настоящим. Вы так хорошо потрудились, что произошло чудо. Думаю, что Вупсень и Пупсень обрадуют свою маму не только тем, что принесут ей волшебный цветок, но и своим хорошим поведением. Ведь они многому здесь от вас, ребята, научились. А чему они от вас научились?» (ответы детей)
Вупсень и Пупсень благодарят детей, прощаются.