Совместная деятельность тифлопедагога и учителя-логопеда в образовательной деятельности

Зубова С.А., учитель-логопед ГБДОУ детский сад № 28
Конох К. С., учитель-дефектолог ГБДОУ детский сад № 28

Неоспоримым является тот факт, что значительно лучше ребёнок развивается при применении многостороннего подхода при воспитании и обучении. В нашей практике при работе с детьми, имеющими нарушения зрения, мы уже в течение нескольких лет практикуем совместные занятия тифлопедагога и учителя-логопеда. Дело в том, что в настоящее время экспериментально и теоретически доказано, что расстройства речи детей, имеющих нарушение зрения, являются сложным дефектом, в котором прослеживаются определённые связи и взаимодействие речевой и зрительной недостаточности.  Речевые нарушения у детей со зрительным дефектом многообразны, сложны по степени выраженности, структуре и затрагивают речь как целостную систему,  где, по определению Левиной Р.Е., собственно речевые нарушения не являются единственным ядром речевой аномалии. Это объясняется тем, что условия, в которых формировалась речь у ребёнка с нарушением зрения, гораздо более сложные, чем у зрячего ребёнка.

Интегрированные занятия проводятся нами в конце недели. Эти занятия позволяют обобщить знания детей, систематизировать их личный опыт, привести сформированные знания в соответствующую систему средствами разных видов деятельности, поддержать положительно-эмоциональный фон.

В этой статье мы хотим предложить вашему вниманию конспект занятия «Цветок маме». Это занятие можно провести как итоговое в тематической неделе, посвящённой празднованию Международного женского дня 8 марта.

Форма занятия: групповая. 

Возрастная группа: подготовительная.

Продолжительность занятия: 30 минут. 

Тема занятия: «Цветок маме». 

Место и роль занятия в изучаемой теме: коррекционное занятие на развитие зрительного восприятия  и совершенствования речи.

Тип занятия: комбинированный.

Цель: развитие и обобщение знаний и навыков по развитию зрительного восприятия и речи.

Задачи занятия

Развивающие

  1. Продолжать развивать психические процессы: мышление, память, внимание.
  2. Способствовать развитию познавательной активности;.
  3. Расширять словарный запас.

Коррекционные

  1. Продолжать развивать зрительное восприятие, сохранные анализаторы.
  2. Способствовать развитию зрительных функций: локализации, прослеживания, остроты зрения.
  3. Совершенствовать зрительно-моторную координацию.
  4. Развивать мелкую моторику.
  5. Совершенствовать фонематическое восприятие, звуко-слоговую структуру речи.
  6. Совершенствовать грамматический строй речи.
  7. Совершенствовать диалогическую, монологическую речь детей, умение задавать вопросы.

Воспитательные

  1. Воспитывать умение взаимодействовать с партнерами, желание оказывать помощь. 

Ключевые компетенции, которые формируются в ходе занятия.

Ценностно-смысловая: поддержание любознательности дошкольников, поощрение вопросов, задаваемых детьми по теме.

Социальная компетенция: воспитание умения действовать в команде, справедливо оценивать результаты игры.

Коммуникативная компетенция: совершенствование умения дошкольников слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, поддержание умения вступать в контакт через организацию общения на занятии.

Планируемые результаты:

  • у детей укрепится интерес к данной теме; 
  • будут усовершенствованы коммуникативные навыки; 
  • усовершенствуется фонематическое восприятие,  звуко-слоговая структура речи, словарный запас;
  • будет улучшено слуховое и зрительное внимание, мышление и память; 
  • дети будут проявлять инициативу и самостоятельность,  проявлять взаимодействие с другими детьми и педагогами;
  • усовершенствуется зрительно-моторная координация; 
  • усовершенствуется глазомер. 

Оборудование: мяч, свиток с заданиями от Феи, карта группы с указанием места, в котором спрятано «секретное письмо», «секретное письмо» (лист бумаги, на котором свечкой или белым восковым мелком написан ребус), акварельные краски, кисточка, вода, лепестки цветка (5 штук) и его сердцевина (круг), магнитофон с  записью композиции И.Крутого «Музыка для души», костюмы Вупсеня  и  Пупсеня   для взрослых, коробка с отверстиями с двух сторон (для определения на ощупь), пачки с различными макаронами, мусор в пакете (пустые бутылочки от йогуртов, плотно скомканная в шар бумага, маленькие пустые коробочки) по количеству детей, 2 клюшки, 2 конуса, живой цветок герберы.

Ход занятия

1 Вводный этап.

В группу входят учитель-логопед и тифлопедагог в костюмах Вупсеня и Пупсеня. Представляются. Перебивая друг друга, сообщают следующее: «Мы несли цветок нашей маме в подарок. Кстати, как вы думаете, с каким праздником мы собирались поздравить маму? (ответы детей). Поспорили о том, кто из нас будет его дарить. Стали цветок друг у друга вырывать из рук и… сломали его. Мы очень огорчились, стояли посреди улицы, плакали. Перед нами лежал сломанный цветок. И тут, откуда ни возьмись, прилетела прекрасная Фея. Она посоветовала обратиться за помощью именно к вам. Фея сказала, что вы очень дружные дети, воспитанные и весёлые. Фея дала нам задания (достают свиток с заданиями) и объяснила, что за каждое выполненное задание даётся лепесток. Она сказала, что все волшебные лепестки есть у вашего воспитателя.  Фея обещала, что, когда мы соберём цветок,  произойдёт чудо. Поможете нам? (ответы детей). Тогда начнём».

2 Вупсень (учитель-логопед) разворачивает свиток и читает первое задание.

Сначала Фея предлагает разгадать загадки:

Кто вас, дети, больше любит,
Кто вас нежно приголубит
И заботится о вас,
Hе смыкая ночью глаз? (мама)
Источник: https://mamamozhetvse.ru/zagadki-pro-mamu-dlya-detej-50-luchshix.html

Испечёт для нас пирог,
Сварит к завтраку творог,
И журнал свой прочитает,
Как всегда всё успевает?
Мы о ком сейчас спросили,
Добрых слов наговорили? (о маме)
Источник  https://kykyryzo.ru/%D0%B7%D0%B0%D0%B3%D0%B0%D0%B4%D0%BA%D0%B0-%D0%BF%D1%80%D0%BE-%D0%B1%D0%B0%D0%B1%D1%83%D1%88%D0%BA%D1%83-40-%D1%88%D1%82%D1%83%D0%BA/

Хоть мала, а не зевает,
Ловко маме помогает:
Пол подметает, пыль вытирает
И поиграть иногда успевает. (дочка)
Автор: Зубова С.А.

После каждой разгаданной загадки воспитатель прикрепляет на доску картинку-отгадку.

Пупсень (тифлопедагог): « Как ловко у вас получилось отгадать загадки. Назовите, пожалуйста, ещё раз отгадки (Ответы детей). Прекрасно, а каких членов семьи вы бы ещё добавили? (Ответы детей)»

Далее логопед и тифлопедагог произвольно берут по одной  картинке (например, на одной картинке изображена бабушка, а на другой – внучка), и предлагают детям определить, в каких родственных отношениях они находятся.

После выполнения задания воспитатель дает детям один лепесток.

3 Пупсень (тифлопедагог) разворачивает свиток с заданиями от Феи, читает второе задание: «Фея послала вам тайное письмо. Говорит, что оно находится в секретном месте, которое вы определите по карте группы».

Ребята по карте группы находят письмо, отдают его педагогу.

Вупсень (учитель-логопед): «Это не простое, а волшебное письмо. Интересно вам увидеть фокус?»

Далее Вупсень (учитель-логопед) покрывает лист бумаги акварельной краской, на листе проявляется ребус, написанный заранее белым мелком или свечкой на белой бумаге. Отгадка – «Наташа».

Пупсень (тифлопедагог): «Так зовут нашу маму, так неловко перед ней, что мы не смогли донести цветок».

Вупсень (учитель-логопед): «Ничего, за это задание мы получаем ещё один лепесток».

4 Пупсень (тифлопедагог): скоро мы сможем собрать наш цветок для мамы, а сейчас вспомним нашу гимнастику для глаз про цветочки. (Дети повторяют выученные заранее слова и движения, делая зрительную гимнастику)

Наши нежные цветки 
Распускают лепестки.      
Ветерок чуть дышит,         
Лепестки колышет.  
(поморгали глазами, широко открыли глазки, движение глазами по кругу, движение глазами влево-вправо).
Источник http://25.dou.spb.ru/attachments/article/273/%D0%9B%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F%20%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B0%20%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%BD%D0%B0%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F.pdf

5 Вупсень (учитель-логопед) читает задание: «Фея-волшебница предлагает и вам побыть волшебниками. Я буду называть слово, а вы превращайте большой предмет, который слово обозначает, в маленький. Называйте предмет ласково».

Проводится игра с мячом «Назови ласково».

Дети получают ещё один лепесток.

6 Игра «Макароны».

Пупсень (тифлопедагог): «Ребята, мы играли у мамы на кухне и смешали разные макароны. Теперь нам нужно их разложить по пачкам правильно, иначе мама будет  нас ругать. Они лежат в коробке. Вам нужно на ощупь определить и вытащить самую длинную (самую короткую, самую толстую, самую тонкую, похожую на бантик) макаронину и положить ее в свою пачку.

Молодцы, спасибо вам, ребята, мама нас за это похвалит!»

Воспитатель дает еще один лепесток.

7 Игра «Подмети мусор».

Вупсень и Пупсень находят в группе пакет, хотят его посмотреть, вырывают друг у друга, пакет рвется и из него высыпается мусор.

Вупсень (учитель-логопед): «Ой, что же мы наделали!»

Пупсень (тифлопедагог): «Да все сейчас уберем, еще и поиграем!»

Гусеницы выставляют конусы на некотором расстоянии от детей и предлагают убрать мусор с помощью игры. Делим детей на две  команды.

Пупсень (тифлопедагог): «Вам нужно при помощи клюшки обвести бутылочку (коробку, бумажный шар) вокруг конуса, вернуться назад к команде, поднять и положить ее обратно в пакет. Так будет весело собран весь мусор».

Пупсень (тифлопедагог): «Молодцы, хорошо справились с игрой!»

Воспитатель дает последний лепесток и сердцевину цветка.

8 Вупсень (учитель-логопед): «Задания от Феи закончились. Значит, мы можем собрать цветок».

Дети на столе собирают цветок.

Вупсень (учитель-логопед): «А вы знаете, как цветы и другие растения появляются на свет? Что нужно для этого сделать? (ответы детей). Давайте вместе с вами вырастим цветок. Покажем, как это делается».

Дети совместно с учителем-логопедом и тифлопедагогом читают стихотворение И.Лопухиной «Что сделать, чтоб вырос красивый цветок…»(выучено заранее) под музыку И. Крутого, сопровождая жестами, описанными в самом стихотворении.

В это время воспитатель незаметно меняет собранный детьми цветок на живую герберу.

9 Итог занятия.

После того как стихотворение прочитано, воспитатель говорит детям: «Посмотрите, ваш цветок стал настоящим. Вы так хорошо потрудились, что произошло чудо. Думаю, что Вупсень и Пупсень обрадуют свою маму не только тем, что принесут ей волшебный цветок, но и своим хорошим поведением. Ведь они многому здесь от вас, ребята, научились. А чему они от вас научились?» (ответы детей)

Вупсень и Пупсень благодарят детей, прощаются.