Астанкова В.В., воспитатель ГБДОУ детского сада № 43
Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребёнка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать. Да, от того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям.
В. А. Сухомлинский
Ранний возраст является важным периодом в жизни каждого ребенка. Именно в этом возрасте ребенок познает и открывает для себя новый, удивительный мир. Задача педагогов и родителей – показать этот мир, полным красоты, доброты, ярких красок. Ведь именно взрослые являются проводниками между ребёнком, его чутким восприятием окружающего мира и искусством, природой, людьми и привычными для нас, взрослых, вещами. Каждый ребенок видит мир по-своему, по-особенному. Ведь каждый малыш – фантазер, исследователь и открыватель. Один ребенок на картине может увидеть маленькую мышку, не обращая внимания на большого рыжего кота, а другой малыш обрадуется цветочку на той же картине. Но всех этих детей объединяет желание творить.
Изобразительная деятельность является важной ступенькой в развитии ребенка. Рисование, лепка, музыка развивает в ребенке фантазию, воображение, приучает к аккуратности. А ещё, и это очень важно, способствует развитию мелкой моторики.
С первых шагов дети начинают рисовать. Сначала это небольшая закорючка на обоях в комнате, затем чудесные круги кисточкой. Именно рисование является самым доступным способом выражения себя как личности.
Рисование – это целый мир красок, волшебства и фантазий. С помощью рисования ребенок может выразить свои чувства, настроение, переживания. «Волшебные» краски могут слона сделать розовым, мышку больше дома, а грибы на полянке выше деревьев. В процессе рисования ребёнок испытывает разнообразные чувства: радуется и восхищается изображением, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получается. Но самое главное, что, создавая свои шедевры, ребёнок приобретает различные знания: представление об окружающем мире, качестве предметов, его окружающих, их характерных особенностях, деталях, приобретает навыки и умения и учится использовать их осознанно. Ребенок раннего возраста желает достичь результата быстро, в ответ получив похвалу и одобрение.
В совместной деятельности с детьми я часто использую нетрадиционные техники рисования, что позволяет закрепить пройденную тему. Рисование отпечатками подойдет для закрепления тем «Овощи» и «Фрукты», кляксография для темы «Деревья», рисование ватными палочками для темы «Ягоды», рисование ладошками для темы «Домашние птицы», а рисование по мокрому листу для темы «Природные явления». Применение нетрадиционной техники рисования способствует раскрытию и закреплению пройденного материала с точки зрения художественного представления, помогает ребенку достичь быстрого результата, а занятия сделать увлекательными, необычными и разнообразными.
Я хочу поделиться с вами техниками, практикуемыми мной и нашедшими наибольший отклик у маленьких художников.
- Рисование ватными палочками.
Пуантилизм (от фр. точка) – направление в живописи в основе которого лежит рисование точками (мазками). Именно эта техника рисования развивает усидчивость, аккуратность, воображение, мелкую моторику. Предложите ребенку книжку-раскраску, краски, палочки и вы увидите, как старательно и аккуратно детки будут ставить каждую точку. Завершив рисование, обратите их внимание на то, что при приближении картины рисунок будет состоять из точек – это помогает закрепить знание о цветах, а при отдалении кажется, что точки соединяются и картина выглядит объемной.
- Рисование ладошками.
Один из самых увлекательных методов рисования. При рисовании кисточкой дома или во время занятия взрослые объясняют детям, что рисовать нужно аккуратно, стараться не испачкаться. Но когда ребенок рисует ладошками – этих скучных правил нет. Наоборот, мы, взрослые, рассказываем, что чем лучше вы раскрасите свою ладошку краской, тем ярче и красочнее получится ваша картина. Это приводит маленьких художников в настоящий восторг. Поставив один отпечаток ладошкой и дорисовав недостающие элементы, вы можете получить и жирафа, и гуся, и осьминожку.
- Рисование отпечатками.
Рисование отпечатками очень увлекательный процесс. Рисовать может не только кисточка, но еще овощи и фрукты. Разрезаем фрукты пополам (яблоки, груши) придаем им желаемый цвет, прижимаем к бумаге – и наше яблочко или груша оставляет красивый след на бумаге. Из кружочка болгарского перца можно сделать листик, из морковки вырезать сердечко. Из каждого овоща можно сделать инструмент для рисования, необходимо только придать ему форму.
- Кляксография.
Одним из методов кляксографии является растекание. Это не только увлекательное, познавательное, но и очень полезное занятие для детей раннего возраста. Ведь выдувание трубочкой не только создает из кляксы картину, но и развивает дыхательную систему ребенка. И занятие по рисованию становится увлекательной дыхательной гимнастикой.
Для создания необычной картины потребуются краски, трубочки для коктейля и лист бумаги. На лист бумаги ставится большая клякса, которую нужно раздувать, пока не получится задуманный сюжет или персонаж.
- Рисование по мокрому листу.
Альбомный лист обильно смачивают водой при помощи губки или широкой кисти. Легкими прикосновениями кисточки на мокрый лист наносят краску. Краска, соприкасаясь с водой, растекается, и картина становится размытой. При помощи техники рисования по мокрому листу можно легко показать детям наглядно, как можно нарисовать ветер, облака. Детки очень радуются тому, что могут представить и нарисовать ветер, вьюгу. Каждая работа с применением такой техники индивидуальна, разнообразна и неповторима.
Рисование – увлекательный и познавательный процесс. Рисовать можно всем, чем угодно, главное – фантазировать и на время превращаться в ребенка. Именно дети своей непосредственностью, воображением и искренностью делают наш каждый день счастливым, радужным и неповторимым.
Взрослым важно помнить, что каждый ребенок индивидуален, а значит, нет и одинаковых принципов воспитания. К каждому ребенку нужен индивидуальный подход, в каждом хранятся таланты художника, скульптора, музыканта, а задача взрослого – поддержать, направить и помочь, если эта помощь потребуется.