Сычева В.С.,воспитатель ГБДОУ детский сад № 1
Жиленкова И.В., воспитатель ГБДОУ детский сад № 1
Экология – это наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к планете Земля. Мир, в котором мы живём, разноцветный и яркий, и чтобы он остался таким, его нужно беречь и защищать. На сегодняшний день проблема экологического воспитания является одной из самых актуальных в современном мире. И поскольку экологическое воспитание – одно из важнейших направлений работы ДОУ, то вопрос о роли педагогов в вопросах экологического воспитания и образования, формировании экологичной личности, воспитания привычек беречь природу весьма актуален.
Экологическое воспитание следует начинать с дошкольного детства, именно в этом возрасте закладывается основа представлений о природе, формируются основы экологического сознания. В дошкольном возрасте происходят значимые изменения в познавательной сфере ребенка. Образный характер мышления, специфичный для дошкольного возраста, определяется тем, что ребенок устанавливает связи и отношения между предметами прежде всего на основе непосредственных впечатлений.
Значит, педагоги должны решить следующую задачу – экологическое воспитание не должно превратиться в скучное мероприятие по механическому запоминанию правил. Эффективным средством активного включения детей и родителей в экологическое просвещение и воспитание, на наш взгляд, стали именно экологические акции. Они позволяют донести до дошкольников важность определенного алгоритма действий по сохранению природы в ближайшем окружении. Но это не значит, что наши акции привязаны к территории ДОУ. Вместе с детьми мы составляем планы-продолжения акций, составляем карты акций для родителей (законных представителей) для продолжения их дома.
Цель нашей работы: формирование системы осознанно-правильных экологических представлений о природе у детей дошкольного возраста, то есть формирование основ экологической культуры.
Задачи:
- Развивать понимание взаимосвязей в природе и места человека в них.
- Вовлекать детей в разнообразные виды деятельности по охране природы.
- Формировать навыки экологически грамотного, нравственного поведения в природе.
- Обеспечить непрерывность экологического образования в системе ДОУ – семья.
- Вспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому и развивать эстетическое восприятие природы.
Предполагаемый результат:
- Проявление эмоциональной отзывчивости на красоту объектов природы.
- Проявление бережного отношения к природе.
- Формирование у детей элементарных экологических знаний и культуры поведения в природе.
Экологические акции в ДОУ дают ребенку возможность активного действенного участия в полезном большом деле, что позволяет синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, адаптироваться к успешному обучению в школе.
В экологическом воспитании можно выделить несколько этапов
- Первый этап – знакомство с экологическими проблемами, которые уже существуют. Мы стараемся донести до наших дошкольников информацию, как привычные бытовые действия могут наносить вред природе.
- Второй этап – знакомство с инструментами по решению существующих экологических проблем. Мы не объясняем, что тот или иной поступок плох в экологическом плане, мы показываем альтернативные варианты поведения и то, как можно изменить привычки.
Для того чтобы направление деятельности было эффективным, нами разработан план, в котором мы предусмотрели разнообразные формы работы с воспитанниками и предполагаемые результаты. Основной целью плана является формирование в ребёнке экологической культуры, инициативности и осознанного природосберегающего поведения.
Примерный перспективный план работы с родителями по экологическому воспитанию
Месяц |
Форма проведения |
Задачи |
Содержание |
Предполагаемый результат |
сентябрь-ноябрь |
Диагностирование детей. |
Выявить уровень знаний детей по экологическому воспитанию. |
Диагностика. |
Составление матрицы сформированных у дошкольников экологических представлений. |
Акция «Знай и береги природу».
Привлечение родителей к участию в акции «День без автомобиля». |
Активизировать систему «Родители (законные предста-вители)-ребенок-ДОУ» в вопросах экологического образования. |
Изготовление новостных стендов, газет о значимости природосбережения. |
Проявление заинтересованности в жизни ДОУ, вопросы родителей. |
|
Природоохранная акция: «Сохраним елочку- красавицу!» |
Привлечь внимание детей к особой важности природо-охранной деятельности перед новогодними праздниками. |
Проведение конкурса: «Необычная елочка». |
Проявление детской инициативности, развитие творческих способностей, формирование «экологической культуры». |
|
Интерактивная игра-акция «Животные красной книги». Изготовление маке-тов природных зон. |
Привлечь родителей (законных представителей) к совместной деятельности с детьми. |
Выставка детских плакатов и макето.в |
Повышение детской инициативности, развитие речевых способностей. |
|
Акция «Вторая жизнь упаковки». |
Привлечь родителей (законных представителей) к совместной деятельности с детьми. Способствовать формированию у дошкольников «экологической культуры» личности, формированию группы понятий о «природосбережении». |
Сортировка бытовых отходов в группе и дома. Фотовыставка «Бумага, пластик и стекло». Конкурс «Вторая жизнь упаковки». |
Проявление детской инициативности, развитие творческих способностей, формирование «экологичной культуры». |
Вывод:
В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяется всё больше внимания. Почему так происходит? Причины – в деятельности человека, часто безграмотной, неправильной с экологической точки зрения, расточительной, ведущей к нарушению экологического равновесия. Каждый из тех, кто наносит вред природе, когда-то был ребёнком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста.