Экологическая акция в ДОУ как эффективное средство формирования экологической культуры

Сычева В.С.,воспитатель ГБДОУ детский сад № 1  
Жиленкова И.В.,  воспитатель ГБДОУ детский сад № 1

Экология – это наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к планете Земля.  Мир, в котором мы живём,  разноцветный и  яркий,  и чтобы он остался таким, его нужно беречь и защищать. На сегодняшний день проблема экологического воспитания является одной из  самых актуальных в современном мире. И поскольку экологическое воспитание – одно из важнейших направлений работы ДОУ,  то вопрос о  роли педагогов в вопросах экологического воспитания и образования, формировании экологичной личности, воспитания привычек беречь природу весьма актуален.

Экологическое воспитание следует начинать с дошкольного детства, именно в этом возрасте закладывается основа представлений о природе, формируются основы экологического сознания. В дошкольном возрасте происходят значимые изменения в познавательной сфере ребенка. Образный характер мышления, специфичный для дошкольного возраста, определяется тем, что ребенок устанавливает связи и отношения между предметами прежде всего на основе непосредственных впечатлений.

Значит,  педагоги должны решить  следующую задачу – экологическое воспитание не должно  превратиться в скучное мероприятие по механическому запоминанию правил. Эффективным средством активного включения детей и родителей в экологическое просвещение и воспитание,  на наш взгляд, стали именно экологические акции. Они позволяют донести до дошкольников важность определенного алгоритма действий по сохранению природы в ближайшем окружении. Но это не значит, что наши акции привязаны к территории ДОУ. Вместе с детьми мы составляем планы-продолжения акций, составляем карты акций для родителей (законных представителей) для продолжения их дома.

Цель нашей работы: формирование системы осознанно-правильных экологических представлений о природе у детей дошкольного возраста, то есть формирование основ экологической культуры.

Задачи:

  1. Развивать понимание взаимосвязей в природе и места человека в них.
  2. Вовлекать детей в разнообразные виды деятельности по охране  природы.
  3. Формировать навыки экологически грамотного, нравственного поведения в природе.
  4. Обеспечить непрерывность экологического образования в системе ДОУ – семья.
  5. Вспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому и развивать эстетическое восприятие природы.

Предполагаемый результат:

  1. Проявление эмоциональной отзывчивости на красоту объектов природы.
  2. Проявление бережного отношения к природе.
  3. Формирование у детей элементарных экологических знаний и культуры поведения в природе.

Экологические акции в ДОУ дают ребенку возможность активного действенного  участия в полезном большом деле, что позволяет синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, адаптироваться к успешному обучению в школе.

В экологическом воспитании можно выделить несколько этапов

  • Первый этап – знакомство с экологическими  проблемами, которые уже существуют. Мы стараемся донести до наших дошкольников информацию, как привычные бытовые действия могут наносить вред природе. 
  • Второй этап – знакомство с инструментами по решению существующих экологических проблем. Мы не объясняем, что тот или иной поступок плох в экологическом плане, мы показываем альтернативные варианты поведения и то, как можно изменить привычки.

Для того чтобы направление деятельности было эффективным, нами разработан план, в котором мы предусмотрели разнообразные формы работы с воспитанниками и предполагаемые результаты. Основной целью плана является формирование  в ребёнке экологической культуры, инициативности и осознанного природосберегающего поведения.

Примерный перспективный план работы с родителями по экологическому воспитанию

Месяц

Форма проведения

Задачи

Содержание

Предполагаемый результат

сентябрь-ноябрь

Диагностирование детей.

Выявить уровень знаний детей по экологическому воспитанию.

Диагностика.

Составление матрицы сформированных у дошкольников экологических представлений.

Акция «Знай и береги природу».

 

Привлечение родителей к участию в акции «День без автомобиля».

Активизировать систему «Родители (законные предста-вители)-ребенок-ДОУ» в вопросах экологического образования.

Изготовление новостных стендов, газет о значимости природосбережения. 

Проявление заинтересованности в жизни ДОУ, вопросы родителей.

Природоохранная акция:

«Сохраним елочку- красавицу!»

Привлечь внимание детей к особой  важности природо-охранной деятельности перед новогодними праздниками.

Проведение конкурса: «Необычная елочка».

Проявление детской инициативности, развитие творческих способностей, формирование «экологической  культуры».

Интерактивная игра-акция «Животные красной книги».

Изготовление маке-тов природных зон.

Привлечь родителей (законных представителей) к совместной деятельности с детьми.

Выставка детских плакатов и макето.в

Повышение детской инициативности, развитие речевых способностей.

Акция «Вторая жизнь упаковки».

Привлечь родителей (законных представителей) к совместной деятельности с детьми.

Способствовать формированию у дошкольников «экологической  культуры» личности, формированию  группы понятий о «природосбережении».

Сортировка бытовых отходов в группе и дома. Фотовыставка «Бумага, пластик и стекло».

Конкурс «Вторая жизнь упаковки».

Проявление детской инициативности, развитие творческих способностей, формирование «экологичной культуры».

Вывод:

В наше время проблемы  экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяется всё больше внимания. Почему так происходит? Причины – в деятельности человека, часто безграмотной, неправильной с экологической точки зрения,  расточительной, ведущей к нарушению экологического равновесия. Каждый из  тех, кто наносит вред природе, когда-то был ребёнком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста.