Силаева Е. В., учитель истории и обществознания ГБОУ СОШ № 638
В представлении многих учащихся, идеальный учитель – это:
- умный, общительный, строгий, но не крикливый, тактичный;
- понятно объясняющий, но не нудный, дающий советы, оказывающий помощь ученику, не загружающий объемными домашними заданиями;
- тот, кто пробуждает в тебе интерес к учебе и желание мыслить;
- тот, кто должен хотя бы стараться понять своих учеников;
- тот, кто приходит на урок с удовольствием, потому что ему нравится общаться с учениками;
- обладающий терпением и любовью к детям, справедливый и эрудированный.
Идеал, как известно, это то, к чему надо стремиться.
Предлагаемый ниже опросный лист поможет определить психологические особенности индивидуального стиля педагогической деятельности учителя, а рекомендации подскажут направления работы над недостатками (при совпадении 2-3-х вариантов обведите ответы во всех колонках).
Вопросы: |
Варианты ответов: |
|||
ЭИС |
ЭМС |
РИС |
РМС |
|
Вы составляете подробный план урока? |
нет |
да |
нет |
да |
Вы планируете урок лишь в общих чертах? |
да |
нет |
да |
нет |
Часто вы отклоняетесь от плана урока? |
да |
да |
да |
нет |
Отклоняетесь ли вы от плана урока, заметив пробел в знаниях учащихся или трудности в освоении материала? |
нет |
да |
да |
да |
Вы отводите большую часть урока работе над новым материалом? |
да |
да |
нет |
нет |
Вы постоянно следите за тем, как усваивается материал в процессе объяснения? |
нет |
да |
да |
да |
Часто ли вы обращаетесь к учащимся с вопросами в процессе объяснения? |
нет |
да |
да |
да |
В процессе опроса много ли времени вы отводите ответу каждого ученика? |
нет |
нет |
да |
да |
Вы всегда добиваетесь, чтобы ученик сам исправил свой ответ? |
нет |
да |
да |
да |
Всегда ли вы добиваетесь абсолютно правильных ответов? |
нет |
да |
да |
да |
Вы часто используете дополнительный учебный материал при объяснении? |
да |
да |
да |
нет |
Вы часто меняете виды работы на уроке? |
да |
да |
нет |
нет |
Допускаете ли вы, чтобы опрос учащихся спонтанно перешел в коллективное обсуждение или объяснение нового? |
да |
да |
нет |
нет |
Вы сразу отвечаете на неожиданные вопросы учащихся? |
да |
нет |
нет |
нет |
Вы постоянно следите за активностью учащихся во время опроса? |
нет |
да |
нет |
нет |
Могут ли неподготовленность или настроение учащихся вывести вас из равновесия? |
да |
да |
нет |
нет |
Вы всегда сами исправляете ошибки учащихся? |
да |
да |
нет |
нет |
Вы всегда укладываетесь в рамки урока? |
нет |
нет |
да |
да |
Вы всегда следите за тем, чтобы учащиеся отвечали или выполняли проверочные работы самостоятельно, без подсказок, не заглядывая в учебник? |
нет |
да |
нет |
да |
Вы всегда подробно оцениваете каждый ответ? |
нет |
да |
да |
да |
Резко ли отличаются ваши требования к сильным и слабым ученикам? |
да |
нет |
нет |
нет |
Часто ли вы поощряете учеников за хорошие ответы? |
да |
да |
да |
нет |
Часто ли порицаете учащихся за плохие ответы? |
нет |
да |
нет |
да |
Часто ли контролируете знания учащихся? |
нет |
да |
нет |
да |
Часто ли повторяете пройденный материал? |
нет |
да |
да |
да |
Вы можете перейти к изучению новой темы, не будучи уверенным, что предыдущий материал усвоен учениками? |
да |
нет |
нет |
нет |
Как вы думаете, учащимся интересно на ваших занятиях? |
да |
да |
да |
нет |
Как вы думаете, учащимся приятно на ваших уроках? |
да |
да |
да |
нет |
Вы постоянно поддерживаете высокий темп урока? |
да |
да |
нет |
нет |
Вы сильно переживаете невыполнение учащимися домашнего задания? |
нет |
да |
нет |
нет |
Вы всегда требуете соблюдения дисциплины на уроке? |
нет |
да |
нет |
да |
Вас отвлекает рабочий шум на уроке? |
нет |
да |
нет |
да |
Вы часто анализируете свою деятельность на уроке? |
нет |
да |
нет |
да |
Обработка результатов: подсчитайте количество обведенных вариантов ответов в каждой вертикальной колонке (ЭИС, ЭМС, РИС, РМС). Колонка с максимальным количеством выделенных вариантов соответствует вашему стилю педагогической деятельности.
Интерпретация результатов
Эмоционально-импровизационный стиль (ЭИС): Вы обладаете многими достоинствами: высоким уровнем знаний, артистизмом, контактностью, проницательностью, умением интересно подавать учебный материал, умением увлечь учеников предметом, руководить коллективной работой, варьировать разнообразные формы и методы обучения. Ваши уроки отличает чрезвычайно благоприятный психологический климат.
Однако вашу деятельность характеризуют и определенные недостатки: отсутствие методичности (недостаточная представленность в вашей деятельности закрепления и повторения учебного материала (рефлексия), контроля знаний учащихся), недостаточное внимание к уровню знаний слабых учеников, недостаточная требовательность и завышенная самооценка, демонстративность, повышенная чувствительность, объясняющая вашу чрезмерную зависимость от ситуации на уроке. В результате у ваших учеников стойкий интерес к изучаемому предмету и высокая познавательная активность сочетаются с непрочными знаниями, недостаточно сформированными универсальными учебными действиями.
Рекомендации: Несколько увеличьте количество времени, отводимого для работы над новым материалом. В процессе объяснения тщательно контролируйте, как он усваивается учащимися, для этого через определенные промежутки времени можно обращаться к учащимся с просьбой повторить сказанное или ответить на вопросы. Регулярно контролируйте знания учащихся, систематически давайте небольшие проверочные работы. Никогда не переходите к изучению нового, не будучи уверенными, что предыдущая тема усвоена всеми учащимися. Внимательно относитесь к уровню знаний слабых учеников. Тщательно отрабатывайте весь учебный материал, уделяя большое внимание закреплению и повторению. Старайтесь активизировать учащихся не внешней привлекательностью, а вызывая у них интерес к особенностям самого предмета. В процессе опроса больше времени отводите ответу каждого ученика, добивайтесь действительно правильного ответа, никогда не исправляйте ошибки сразу: пусть ученик сам постарается исправить свой ответ, а вы поможете ему уточнениями и дополнениями. Всегда давайте подробную и объективную оценку каждому ответу. Повышайте требовательность к учащимся, старайтесь подробно анализировать урок, выполнять намеченный план.
Эмоционально-методический стиль (ЭМС): Вас отличают очень многие достоинства: высокий уровень знаний, контактность, проницательность, высокая методичность, требовательность, умение интересно преподать материал, умение активизировать учеников, возбудить в них интерес к особенностям самого предмета, умелое использование и варьирование форм и методов обучения. В результате у ваших учеников прочные знания сочетаются с высокой познавательной активностью, сформированными универсальными учебными действиями. Однако вам свойственны и некоторые недостатки: несколько завышенная самооценка, некоторая демонстративность, повышенная чувствительность, обусловливающая вашу излишнюю зависимость от ситуации на уроке, настроения и подготовленности учащихся.
Рекомендации: Старайтесь меньше говорить на уроке, давая возможность в полной мере высказаться своим ученикам. Не спешите сразу исправлять неправильные ответы, добивайтесь, чтобы учащиеся распознали свою ошибку и переформулировали ответ.
Рассуждающе-импровизационный стиль (РИС): Вы обладаете очень многими достоинствами: высоким уровнем знаний, коммуникабельностью, требовательностью, умением ясно, четко и доходчиво преподавать учебный материал, внимательным отношением к уровню знаний всех учащихся, объективной самооценкой, сдержанностью. У ваших учащихся интерес к изучаемому предмету сочетается с прочными знаниями и сформированными навыками учения.
Однако вашу деятельность характеризуют определенные недостатки: недостаточно широкое варьирование форм и методов обучения, недостаточное внимание к постоянному контролю за дисциплиной на уроке. Вы много внимания отводите ответу каждого ученика, добиваетесь, чтобы он детально формулировал ответ, объективно оцениваете учащихся, что повышает эффективность вашей работы, но в тоже время это обуславливает некоторое замедление темпа урока. Этот недостаток можно компенсировать, используя разнообразные приемы и методики проверки выполнения домашнего задания.
Рекомендации: Чаще практикуйте коллективные обсуждения, проявляйте больше изобретательности в подборе увлекающих учащихся вопросов и задач, проявляйте больше нетерпимости к нарушителям дисциплины на уроке, в результате вам не придется делать такого количества дисциплинарных замечаний.
Рассуждающе-методический стиль (РМС): Вы обладаете рядом достоинств: высокой методичностью, внимательным отношением к уровню знаний всех учеников, высокой требовательностью.
Но есть недостатки, над которыми стоит поработать: неумение постоянно поддерживать у учащихся интерес к изучаемому предмету, использование стандартного набора форм и методов обучения, предпочтение репродуктивной деятельности учащихся, нестабильное отношение к учащимся. В результате для большинства ваших учащихся пребывание на уроках утомительно и не всегда интересно. На ваших уроках нередко отсутствует благоприятный психологический климат.
Рекомендации: Чаще поощряйте хорошие ответы, менее резко порицайте провальные выступления, ведь от эмоционального состояния ваших учеников в конечном счете зависит и результат обучения. Постарайтесь расширить свой арсенал методических приемов, шире варьируйте разнообразные формы занятий. Если вы преподаете гуманитарные дисциплины, чаще практикуйте коллективные обсуждения, выбирайте для них темы, которые могут увлечь учащихся.