Индивидуальный стиль педагогической деятельности учителя

Силаева Е. В., учитель истории и обществознания ГБОУ СОШ № 638

В представлении многих учащихся, идеальный учитель – это:

  • умный, общительный, строгий, но не крикливый, тактичный;
  • понятно объясняющий, но не нудный, дающий советы, оказывающий помощь ученику, не загружающий объемными домашними заданиями;
  • тот, кто пробуждает в тебе интерес к учебе и желание мыслить;
  • тот, кто должен хотя бы стараться понять своих учеников;
  • тот, кто приходит на урок с удовольствием, потому что ему нравится общаться с учениками;
  • обладающий терпением и любовью к детям, справедливый и эрудированный.

Идеал, как известно, это то, к чему надо стремиться.

Предлагаемый ниже опросный лист поможет определить психологические особенности индивидуального стиля педагогической деятельности учителя, а рекомендации подскажут направления  работы над недостатками (при совпадении 2-3-х  вариантов обведите ответы во всех колонках).

Вопросы:

Варианты ответов:

ЭИС

ЭМС

РИС

РМС

Вы составляете подробный план урока?

нет

да

нет

да

Вы планируете урок лишь в общих чертах?

да

нет

да

нет

Часто вы отклоняетесь от плана урока?

да

да

да

нет

Отклоняетесь ли вы от плана урока, заметив пробел в знаниях учащихся или трудности в освоении материала?

нет

да

да

да

Вы отводите большую часть урока работе над новым материалом?

да

да

нет

нет

Вы постоянно следите за тем, как усваивается материал в процессе объяснения?

нет

да

да

да

Часто ли вы обращаетесь к учащимся с вопросами в процессе объяснения?

нет

да

да

да

В процессе опроса много ли времени вы отводите ответу каждого ученика?

нет

нет

да

да

Вы всегда добиваетесь, чтобы ученик сам исправил свой ответ?

нет

да

да

да

Всегда ли вы добиваетесь абсолютно правильных ответов?

нет

да

да

да

Вы часто используете дополнительный учебный материал при объяснении?

да

да

да

нет

Вы часто меняете виды работы на уроке?

да

да

нет

нет

Допускаете ли вы, чтобы опрос учащихся спонтанно перешел в коллективное обсуждение или объяснение нового?

да

да

нет

нет

Вы сразу отвечаете на неожиданные вопросы учащихся?

да

нет

нет

нет

Вы постоянно следите за активностью учащихся во время опроса?

нет

да

нет

нет

Могут ли неподготовленность или настроение учащихся вывести вас из равновесия?

да

да

нет

нет

Вы всегда сами исправляете ошибки учащихся?

да

да

нет

нет

Вы всегда укладываетесь в рамки урока?

нет

нет

да

да

Вы всегда следите за тем, чтобы учащиеся отвечали или выполняли проверочные работы самостоятельно, без подсказок, не заглядывая в учебник?

нет

да

нет

да

Вы всегда подробно оцениваете каждый ответ?

нет

да

да

да

Резко ли отличаются ваши требования к сильным и слабым ученикам?

да

нет

нет

нет

Часто ли вы поощряете учеников за хорошие ответы?

да

да

да

нет

Часто ли порицаете учащихся за плохие ответы?

нет

да

нет

да

Часто ли контролируете знания учащихся?

нет

да

нет

да

Часто ли повторяете пройденный материал?

нет

да

да

да

Вы можете перейти к изучению новой темы, не будучи уверенным, что предыдущий материал усвоен учениками?

да

нет

нет

нет

Как вы думаете, учащимся интересно на ваших занятиях?

да

да

да

нет

Как вы думаете, учащимся приятно на ваших уроках?

да

да

да

нет

Вы постоянно поддерживаете высокий темп урока?

да

да

нет

нет

Вы сильно переживаете невыполнение учащимися домашнего задания?

нет

да

нет

нет

Вы всегда требуете соблюдения дисциплины на уроке?

нет

да

нет

да

Вас отвлекает рабочий шум на уроке?

нет

да

нет

да

Вы часто анализируете свою деятельность на уроке?

нет

да

нет

да

Обработка результатов: подсчитайте количество обведенных вариантов ответов в каждой вертикальной колонке (ЭИС, ЭМС, РИС, РМС). Колонка с максимальным количеством выделенных вариантов соответствует вашему стилю педагогической деятельности.

Интерпретация результатов

Эмоционально-импровизационный стиль (ЭИС): Вы обладаете многими достоинствами: высоким уровнем знаний, артистизмом, контактностью, проницательностью, умением интересно подавать учебный материал, умением увлечь учеников предметом, руководить коллективной работой, варьировать разнообразные формы и методы обучения. Ваши уроки отличает чрезвычайно благоприятный психологический климат.

Однако вашу деятельность характеризуют и определенные недостатки: отсутствие методичности (недостаточная представленность в вашей деятельности закрепления и повторения учебного материала (рефлексия), контроля знаний учащихся), недостаточное внимание к уровню знаний слабых учеников, недостаточная требовательность и завышенная самооценка, демонстративность, повышенная чувствительность, объясняющая вашу чрезмерную зависимость от ситуации на уроке. В результате у ваших учеников стойкий интерес к изучаемому предмету и высокая познавательная активность сочетаются с непрочными знаниями, недостаточно сформированными универсальными учебными действиями.

Рекомендации: Несколько увеличьте количество времени, отводимого для работы над новым материалом. В процессе объяснения тщательно контролируйте, как он усваивается учащимися, для этого через определенные промежутки времени можно обращаться к учащимся с просьбой повторить сказанное или ответить на вопросы. Регулярно контролируйте знания учащихся, систематически давайте небольшие проверочные работы. Никогда не переходите к изучению нового, не будучи уверенными, что предыдущая тема усвоена всеми учащимися. Внимательно относитесь к уровню знаний слабых учеников. Тщательно отрабатывайте весь учебный материал, уделяя большое внимание закреплению и повторению. Старайтесь активизировать учащихся не внешней привлекательностью, а вызывая у них интерес к особенностям самого предмета. В процессе  опроса больше времени отводите ответу каждого ученика, добивайтесь действительно правильного ответа, никогда не исправляйте ошибки сразу: пусть ученик сам постарается исправить свой ответ, а вы поможете ему уточнениями и дополнениями. Всегда давайте подробную и объективную оценку каждому ответу. Повышайте требовательность к учащимся, старайтесь подробно анализировать урок, выполнять намеченный план.

Эмоционально-методический стиль (ЭМС): Вас отличают очень многие достоинства: высокий уровень знаний, контактность, проницательность, высокая методичность, требовательность, умение интересно преподать материал, умение активизировать учеников, возбудить в них интерес к особенностям самого предмета, умелое использование и варьирование форм и методов обучения. В результате у ваших учеников прочные знания сочетаются с высокой познавательной активностью, сформированными универсальными учебными действиями. Однако вам свойственны и некоторые недостатки: несколько завышенная самооценка, некоторая демонстративность,  повышенная чувствительность, обусловливающая вашу излишнюю зависимость от ситуации на уроке, настроения и подготовленности учащихся.

Рекомендации: Старайтесь меньше говорить на уроке, давая возможность в полной мере высказаться своим ученикам. Не спешите сразу исправлять неправильные ответы, добивайтесь, чтобы учащиеся распознали свою ошибку и переформулировали ответ.

Рассуждающе-импровизационный стиль (РИС): Вы обладаете очень многими достоинствами: высоким уровнем знаний, коммуникабельностью, требовательностью, умением ясно, четко и доходчиво преподавать учебный материал, внимательным отношением к уровню знаний всех учащихся, объективной самооценкой, сдержанностью. У ваших учащихся интерес к изучаемому предмету сочетается с прочными знаниями и сформированными навыками учения.

Однако вашу деятельность характеризуют определенные недостатки: недостаточно широкое варьирование форм и методов обучения, недостаточное внимание к постоянному контролю  за дисциплиной на уроке. Вы много внимания отводите ответу каждого ученика, добиваетесь, чтобы он детально формулировал ответ, объективно оцениваете учащихся, что повышает эффективность вашей работы, но в тоже время это обуславливает некоторое замедление темпа урока. Этот недостаток можно компенсировать, используя разнообразные приемы и методики проверки выполнения домашнего задания.

Рекомендации: Чаще практикуйте коллективные обсуждения, проявляйте больше изобретательности в подборе увлекающих учащихся вопросов и задач, проявляйте больше нетерпимости к нарушителям дисциплины на уроке, в результате вам не придется делать такого количества дисциплинарных замечаний.

Рассуждающе-методический стиль (РМС): Вы обладаете рядом достоинств: высокой методичностью, внимательным отношением к уровню знаний всех учеников, высокой требовательностью.

Но есть недостатки, над которыми стоит поработать: неумение постоянно поддерживать у учащихся интерес к изучаемому предмету, использование стандартного набора форм и методов обучения, предпочтение репродуктивной деятельности учащихся, нестабильное отношение к учащимся. В результате для большинства ваших учащихся пребывание на уроках утомительно и не всегда интересно. На ваших уроках нередко отсутствует благоприятный психологический климат.

Рекомендации: Чаще поощряйте хорошие ответы, менее резко порицайте провальные выступления,  ведь от эмоционального состояния ваших учеников в конечном счете зависит и результат обучения. Постарайтесь расширить свой арсенал методических приемов, шире варьируйте разнообразные формы занятий. Если вы преподаете гуманитарные дисциплины, чаще практикуйте коллективные обсуждения, выбирайте для них темы, которые могут увлечь учащихся.