Азова А.М., учитель истории ГБОУ лицей № 410
Перед молодым педагогом в любую эпоху стоит сложная задача адаптироваться к существующим современным реалиям образовательной среды. В первые несколько лет работы с детьми в школе молодой учитель сталкивается с рядом проблем, затрудняющих и, вместе с тем, способствующих его профессиональному и надпрофессиональному развитию. Однако результативность дается учителю немалой ценой.
Наиболее серьезной проблемой, с которой сталкивается молодой учитель, является недостаточно глубокие и слабо практикоориентированные знания методики преподавания. Для решения этой проблемы необходимы несколько лет практики, помощь наставника, небезразличных коллег. Отсюда проблемы с организацией урока и, как следствие, с дисциплиной. К сожалению, эта проблема комплексная и требует от учителя самоотдачи, дисциплины, творчества и терпения.
Не менее важной проблемой для каждого учителя, в том числе и для молодого, является профессиональное выгорание и отсутствие системы профилактики профессионального выгорания. От эмоционального состояния учителя зависит эмоциональное состояния детей и, как следствие, результативность образовательного процесса. В частности, от эмоционального состояния зависит этап «привыкания» детей к молодому учителю: у подростков отсутствует понимание личных границ, и желание «проверить» молодого учителя естественно, а ведь от состояния учителя в моменты провокации зависит характер дальнейшего построения их взаимоотношений.
К сожалению, проблема профессионального и эмоционального выгорания учителей по-прежнему остается на уровне привлечения к ней внимания и о реальных способах ее предотвращения речи не идет. Для предотвращения эмоциональной усталости и разочарования в своих профессиональных успехах важен системный подход. И хотя учителя-блогеры делятся своими секретами эмоциональной поддержки, и на курсах для молодых педагогов выступают психологи с советами для сохранения психического здоровья, и создаются разнообразные платформы и конкурсы для профессиональной реализации, этого явно недостаточно. В первую очередь, важно определить первопричины проблемы, а затем разрабатывать способы их преодоления. Для большинства учителей в первых рядах причин стоят перегрузка и отсутствие/недостаточное количество возможностей для самореализации – в некоторых случаях обе причины могут быть взаимосвязанными.
Также для молодых учителей представляет трудность выстраивание взаимоотношений с родителями, которые, к сожалению, имеют представление о школе, как об организации, осуществляющей безвозмездную услугу, и не осознают, что в образовательный процесс включены три субъекта – ученик, учитель и родитель, и успех ученика возможен только при наличии конструктивного взаимодействия каждого участника образовательного процесса. Эта проблема выражается в разных формах, начиная от нежелания родителей помогать ребенку в обучении до вечерних звонков от родителей с репликами «не губите любовь детей к предмету своими требованиями». Не желая «обжигаться», молодой учитель так же, как и опытный, берет функции родителя на себя.
Конечно, работа в школе – это радостный процесс, в котором присутствуют проблемы, которые учитель решает по мере их поступления. Однако знать об этих «подводных камнях» и уметь их обходить важно для создания позитивной среды развития учителя, которая должна соответствовать той, которую сам учитель стремится создать для детей –творческой образовательной среде.